Руководитель рабочей группы, изучавший СКК по поручению полпреда, уверен, что такое обрушение крыши мог предсказать любой строитель. Для этого всего лишь надо было представить кольцо велосипеда, из которого вынимают спицу.  

Обрушение крыши петербургского спортивно-концертного комплекса ненароком объединило строительную отрасль города и области. Директор компании "Ленспецстрой" Дмитрий Астафьев утверждает, что внеплановое обрушение крыши мог предсказать любой специалист, учившийся в институте на инженерно-строительных специальностях. 

- Это же очевидные вещи. Задача при строительстве была перекрыть крышей стадион на 25 тысяч зрителей. При этом несущие стены, по сути, сделали центрально сжатыми. Это была сложная задача по тем временам. Представьте тоннель в метро. На него изнутри и снаружи давят силы, вода и так далее, и за счёт центрального сжатия он никогда не разрушится. Так и здесь — сделали два кольца, одно из них, железобетонное, работало на центральное сжатие, - объяснил он 47news.

Дмитрий Астафьев, фото Майкла Огнева

Внутри этого кольца, продолжает Астафьев, другое, маленькое, а мембраны — это спицы.

"Представьте велосипедное колесо, которое лежит на колоннах. Если вынуть две спицы, колесо становится не круглым, а яйцом. Сжатие будет происходить не равномерно, а эксцентрично. То есть сила идёт не разнонаправленно, а выпирает. На кадрах видно, когда несколько креплений отрываются, здание стоит. Но условно, при исчезновении пятой, шестой спицы кольцо из железобетона ломается, не работает на центральные силы и перестает его держать. В итоге рушатся не только стены, но и крыша", - говорит уверенно наш собеседник.  

То есть, повторяет Астафьев, до тех пор, пока все спицы на месте, колесо не деформируется. Но если убрать две-три спицы, станет эллипсом, нагрузки будут неравномерные и колесо помнётся.

"Как крышка люка на дороге, если её нагрузка не равнонаправленна, нажимаешь на неё ногой и проваливаешься. Тут произошло то же самое. Как только обрезали крепление, мембраны стали опираться не на контур, а на оставшуюся часть мембраны и всё стало съезжать", - добавляет он. 

По его мнению, при задаче демонтировать подобное сооружение лучшим вариантом было бы сначала равномерно разгрузить вес всей конструкции, поставить временные распорки, которые компенсируют возникающий эффект.

"По мне так, у тех еще спецов, кто это рассчитывал, купленные дипломы. Если не купленные, то можно заподозрить в умысле", - полагает он.

47news сверил оценку Астафьева со специалистами на рынке демонтажа. В строительных компаниях выражают мнение, что подрядчик просто сэкономил. 

По информации 47news, интерес к контракту на демонтаж СКК проявляли несколько крупных игроков рынка, среди которых была и группа "КрашМаш" - один из лидеров этой индустрии. В компании не стали называть примерную стоимость возможной разборки такого массивного здания, пояснив, что главное в стоимости работ — это опыт, а в данном случае у тех, кто проводил работы, его явно не было.

- Начинать надо было с нормального подрядчика, а не экономить на ресурсах. Демонтажер СКК недолго находится на рынке, по сравнению с другими игроками. В теории всё можно было сделать механизированным способом, без людей, с помощью экскаваторов, есть такие, что и на 55 метров стрелу выпускают. А в итоге нарушены нормы и правила безопасности. Если судить по видео, то неправильно рассчитаны показатели, потому что крыша там находится под нагрузкой. Мембранообразная конструкция начала раскрываться, и силы ударили в место наибольшего ослабления, - рассказал 47news инженер в "КрашМаше".

Что касается стоимости, то на рынке гуляет информация, что уверенные компании готовы были взяться за объект при цене работ в 800 миллионов, а сегодня контракт составил миллионов 200. 

Отметим, что в фирме "Прайд",  называвшейся в качестве подрядчика, после аварии сообщили 47news, что на самом деле к этому отношения не имеют.  

P. S.

Дмитрий Астафьев в 2003 году был руководителем рабочей группы экспертов по безопасности, готовивших Северную столицу к трёхсотлетию. Тогда он, по поручению полпреда в СЗФО Виктора Черкесова, проводил исследование особо важных объектов, в список которых вошёл и СКК.

По словам Астафьева, ныне доктора технических наук, в 1980 году, когда возводили комплекс, он как раз поступал в Ленинградский инженерно-строительный институт. Согласно его воспоминаниям, в то время СКК был "самым прогрессивным и выдающимся сооружением в мире". "У нас был спецкурс по металлоконструкции, и в учебниках была показана технология строительства этого объекта, я лично сдавал по этому курсу экзамен", - сказал он. 

При обрушении крыши пропал 29-летний рабочий из Карелии. По предварительным данным, он погиб.

 

Юлия Гильмшина, Александр Калинин,
47news