Оперативники рычали, бабушки крыли приставов матерью, адвокаты растерялись, а свидетели всхлипывали. Ничего себе, закрытый суд над экс-шефом Кингисеппской таможни.  

В Дзержинском районном суде 19 марта прошло заседание по делу бывшего начальника Кингисеппской таможни Сергея Слепухина, обвиняемого во взятке. Интрига: суд собирался допросить засекреченного свидетеля под псевдонимом Иванов. Известно лишь, что он работал под руководством ныне обвиняемого. И так совпало, что постановлением Верховного суда с 19 марта вход в суды был ограничен для тех, кто не является участником процесса. Но Дзержинский пошёл дальше: приставы на входе разворачивали свидетелей, адвокатов и прочих, если у них не было с собой маски. 47news втолкнулся в поистине драматическую толкотню в предбаннике Фемиды.   

Видео: 47news

Здесь были и старики с милыми репликами “япона мать” и защитники, опаздывающие на заседания, и податели жалоб. Свидетели, мужчина и женщина, к слову, из Вологды, убеждали пристава, что не через дорогу живут, а про маски-сказки их не предупреждали. Внезапно погасший свет добавил ругани. Оперативники полиции, мы назвали их Бледный малый и Пухлый, тихо кипели, но ретировались. Вернулись со строительными респираторами. Бледный, как смог, выместил эмоцию в выкрике: "Вот смотри, у меня-то маска есть", и с лёту профессионально-невзначай двинул автора плечом (без обид). Пухлый что-то прорычал. Пройдя контроль, копы демонстративно не стали надевать респираторы. Все верно, менты должны себя уважать.

Но были и граждане, беспрепятственно входившие-выходившие без намордников. На вопросы о секрете не отвечали. Стоит отдать должное одному из приставов, что примечательно, парень явно южных кровей - слегка устало улыбаясь, он безупречно-интеллигентно держал удар разгневанной публики. Тем временем коридоры суда пустовали.

Несмотря на препоны, заседание по Слепухину всё же состоялось. Был допрошен свидетель-специалист Кингисеппской таможни. Его спрашивали о полномочиях подсудимого в бытность начальником той же Кингисеппской таможни. Здесь любопытный нюанс: Слепухину вменяют влияние на процедуру прохождения грузов. Противоречие в том, что профили рисков, которыми руководствуются инспекторы при досмотре, устанавливаются на уровне Северо-Западного таможенного управления. В этом контексте заметим, что к руководству Слепухина вопросов у следствия не было.

Допрошены были и те самые свидетели из Вологды, где когда-то на таможне работал Слепухин. Это оказались его бывшие соратники. Дама Ольга Майорова расплакалась в ответ на просьбу охарактеризовать бывшего шефа: “Он спасал таможню от ликвидации”. Напомним, Слепухин был начальником Вологодской таможни, а давший на него показания Алексей Марчуков работал в организационно-инспекторской службе СЗТУ. Марчуков инициировал процесс реорганизации вологодской таможни до таможенного поста. Слепухин писал жалобы, выходил на руководство ФТС. В результате ликвидации были уволены 80% сотрудников. После этого Слепухин и Марчуков, мягко говоря, не общались.    

Второй вологодский, Максим Тюкин, тоже экс-таможенник. На вопрос, что он знает об инкриминируемой передаче денег Слепухину Марчуковым, ответил, что читал об этом в СМИ. “Когда я это прочитал, то был удивлен. Зная их отношения, этого быть не могло. Они постоянно ругались”, - сообщил суду свидетель. Сегодня он предприниматель, владеет базой отдыха. Прокурор интересовался, отдыхал ли у него Слепухин и платил ли за услуги. “Отдыхал и платил”, - ответил предприниматель. Журналист почувствовал, что еще бы немного и свидетель бы выпалил: "Еще чего может спросите из глупого?!".  

Занятная деталь состоит в том, что оба свидетеля заявлены стороной обвинения.

Кстати, на одном из последних заседаний приключился забавный случай. Судья Соболева заметила в зале одинокого слушателя. Выяснилось, что он из ФСБ. На вопрос о целях, он ответил, что, во-первых, ему интересно, во-вторых, его направило руководство. Вроде, даже послышалось, что для анализа информации. “Руководство?" - переспросила судья и добавила примерно следующее: “Чтобы больше вас тут не было, не раздражайте меня. ...И больше никого не приводите”. Тут как в предыдущем ощущении - еще немного и судья добавила бы: "И руководству вашему так и передайте".

Присутствие Госбезопасности на судебных заседаниях процессуально необъяснимо, но когда дело слушалось в Кингисеппском суде, сотрудники современного ЧеКа ходили туда регулярно и тройками. Обычно так поступают, чтобы судья, как говорится, двигалась в правильном, с их точки зрения, направлении.

Как сообщал 47news, ФСБ настойчиво советует Слепухину дать показания на бывшего начальника СЗТУ Гетмана и руководящее звено таможни. Слепухин отказывается, называя это оговором.

Как рассказали 47news в суде, секретного свидетеля Иванова опросить не удалось. Он должен был давать показания из Кингисеппа по видеосвязи с закрытым забралом и с изменённым голосом. Но в последний момент что-то пошло не так. Выяснилось, что он не явился. Главное, чтобы не заболел.

Виктор Смирнов,
47news

Контекст дела Слепухина:

В уголовном деле не зафиксирован факт передачи взятки, а конструкция следствия строится на показаниях одного человека. Это ранее трудившийся в таможне знакомый Слепухина Алексей Марчуков. После того, как он дал показания, что передавал Слепухину 27 тысяч долларов, уголовное дело в его отношении по "даче взятки" было прекращено. Следствием был опрошен не один десяток человек. Из этих опросов, собственно, и состоят более ста страниц обвинения. Ни один из свидетелей открыто не дал показаний о том, что начальник Кингисеппской таможни брал взятки. Примечательно, что трое засекречены. Теперь они Иванов, Сидоров и Васильев. Все - сотрудники таможни. Из них один допускает, что руководитель "мог" потворствовать контрабанде.

Данные биллингов, подшитые к делу, тоже оказались сомнительными. Так, в одном из трёх случаев получения взятки, которые вменяют Слепухину, он находился в 11 километрах от Марчукова. Единственный телефонный разговор, лёгший в дело, состоялся между двумя женщинами, знакомыми со Слепухиным. В нём они говорят, что ему сейчас тяжело. Оперативники ФСБ трактовали это, как свидетельство о страданиях коррупционера. Проведённая лингвистическая экспертиза такой вывод дезавуировала.

Есть в деле и моменты, достойные кинозарисовки. Марчуков рассказал, как передавал Слепухину деньги у цирка на Фонтанке. На вопрос, как ему передать конверт, таможенник якобы долго раздумывал, а потом дал инструкцию: он сделает круг на машине и проедет мимо Марчукова с открытым багажником, куда нужно забросить взятку. Принципиальна в этой истории хронология. По версии следствия, Слепухин получил три взятки в марте-августе 2016 года. Рассказал об этом Марчуков в 2017-м, когда в отношении его фактического шефа Игоря Хавронова было возбуждено дело об организации преступного сообщества с целью неуплаты таможенных платежей. Слепухина арестовали в мае 2018 года.