Есть первый молебен от коронавируса в истории Ленобласти. 47news разрешили съемки без письменного благословения.   

В воскресенье, 22 марта, в Храме Усекновения главы Иоанна Предтечи, что в Кировске, готовились к действиям, обозначенным на сайте как литургия и молебен. Первое было делом привычным и даже традиционным, второе отражало дух времени и имело название "О здравии и спасении во время губительного поветрия и смертоносный заразы". Сама по себе церковь из красного кирпича расположена возле автобусной станции, и, строго говоря, пока является строящимся объектом. Купола над ней до сих пор нет, на него не хватает семи миллионов пожертвований.

Чтение молитв проходит в отведённом для этого подвальном пространстве. Верующие, а их набралось к 10 утра около восьмидесяти человек (что меньше запретных "более 100"), слушали отца Богдана в духоте. Вентиляции никакой, потому уже через час одной из прихожанок стало дурно. Пара мужчин, в том числе фотограф 47news, вынесли её на морозец, способный, впрочем, воскресить еле дышащего. 

В центре зала, с ориентацией на алтарь, стоял глава Кировского района Андрей Гардашников. В костюме и при звании подполковника ФСБ в недавнем прошлом. В минувший вторник, 17 марта, он предложил священному сану провести молебен от современной чумы, но тот решил, что неплохо бы провести крестный ход.  Православные люди совершенно не смиренно вылили на мирскую власть столько слов, что те откатили свою идею до молебна.

Литургия подходила к концу, и тут некоторые присутствующие в платочках женщины запереживали, правильно ли делает фотограф, что фотографирует. Настаивали, что для этого нужно получить благословение святого отца. Хоть время сейчас быстрое, до отхода от принципа светскости государства наша страна вроде ещё не дошла. Но раз надо так надо. Так что с этим вопросом обратились к лицу в рясе. Тот ответил, мол, сам в этом здании новенький, не по адресу.

Пока решали, к кому тут лучше за прототипом аккредитации, успели изучить вопрос дезинфекции. Тех, кто кашлял, не отгоняли, зато можно было заметить женщину с тряпочкой. Она, держа пластиковый пузырёк хлоргексидина, протирала ручки дверей. Благо их было всего две. В этот момент дело как раз дошло до причастия, то есть обряда получения каждым желающим ложечки разбавленного кагора. 

Сотрудников Роспотребнадзора тут явно не хватало. Хоть РПЦ и выпустила инструкцию, как обеззаразить всё до максимума, в Кировске  к делу подошли половинчато. Как и положено, губы верующего перед тем, как к нему в рот попадёт ложка с напитком, протирали влажной салфеткой. Саму ложку, хоть она касалась явно чего поглубже, после каждого раза обрабатывали красной тряпочкой. На вид она была сухой, но, быть может, чем-то и пропитана.

По иконам после целования, впрочем, исправно проводили салфеткой, по запаху которой точно можно было определить её недавнее соприкосновение с чем-то спиртосодержащим.

Пока одно действие перемежалось с другим, фотограф 47news пристроился примерно там же, где Гардашников. К тому как раз подошёл замглавы администрации района по безопасности Александр Морозов. И такой вот кучкой было надёжнее. 

Отец Богдан молвил с трибуны, то есть с алтаря, о том, что очень хорошо, когда народ в воскресный день собирается в храме Божьем. "Молодой человек, вот вы, который сзади, подойдите сюда, пожалуйста", - обратился он к фотографу 47news, даже не переводя дыхание.

- Кто вас благословил снимать? – спросил он подошедшего к нему журналиста. Проповедь, заметим, была прервана, и все остальные вынуждены были отвлечься на диалог.

- Редакционное задание, - ответил тот.

- Что это значит? Для чего оно? – не понял священник.

- Мы пишем об этой службе.

- Благословение нужно получить до службы. Вы русский язык понимаете? Вам задание дали, но я вас не благословляю. Для того, чтобы фотографировать в храме, нужно получить благословение не только в устном виде, но и в письменном. Ваше руководство должно написать письмо, я должен согласовать со своим начальником. Если хотите работать, могли бы потрудиться, - был неумолим священник. 

Пока фотограф Михаил культурно не спорил, я всё это снимала, оставаясь в условном предбаннике и не переступая за порог храма. 

- Чтобы я не видела своих фотографий, ясно? Вон ещё одна там снимает, - не стали мелочиться собравшиеся, сдав меня. Какая-то неведомая историческая память подсказала, что когда-то давно после этих слов разжигали костёр.

Верующие указали путь и мне – я должна была немедленно подойти к священнику. 

- Я нахожусь за пределами храма и вам не мешаю, - заметила я, ведь всё равно всё внимание было нацелено теперь в мою сторону.

- Подойдите к отцу Богдану, - настаивали тётеньки в платочках.

- Я не хочу, пусть сам подойдёт, если ему нужно, - ответила я, а на меня заохали. Ну, не отпинали же.

Это было забавно. Они не знали, что в этих делах на меня нажимать бесполезно - воспитанная в других доктринах, могу лишь подчёркнуто уважительно относиться к чужой религии. Здесь же всё было пронизано духом легкого фанатизма, а этому противиться легко – то, во что не веришь, не существует. 

После литургии половина зала потихоньку собралась на выход. Пара человек подошли и спросили, почему не ведём прямую трансляцию. Это, как им вдруг стало казаться, было бы выходом в нынешней ситуации. Но бороться с пандемией молитвой нужным не посчитали. "Вроде сегодня крестный ход?" - вопрошали некоторые и всё равно уходили.

Как-то так получилось, что отец Богдан, обходя пространство, подошёл поцеловать Гардашникова и его товарищей. "Что. Ты. Делаешь", - читалось по губам сотрудника Госбезопасности издалека, и священник немного виновато покосился в сторону журналистов. Конечно, на самом деле он сказал что-то другое. Но, как известно, со времён СССР органы и РПЦ понимали друг друга без слов.

- Ребята, вы не обижайтесь, проходите снимайте, - пригласил нас мужчина с довольным круглым лицом, отойдя от Гардашникова. 

- Кто разрешил? – переспросили мы.

- Да я разрешил, всё в порядке, - взял под локоток обладателя фотоаппарата он. 

Снова та же процедура, снова женские возгласы. "Успокойтесь, так надо", - отводил недовольных он подальше. 

Отец Богдан подошёл тоже. 

- Так ты из Кировска? – уточнил он.

- Из Петербурга, - не понимал журналист.

- Ты с главой кировским? – на что-то отчаянно намекал он.

- Из 47news я, журналист, - не признавался респондент.

Не прояснив, чьих будут, священник удалился.

Собственно, сам молебен длился минут двадцать. Перед ним отец Богдан произнёс проповедь, что сводилась к тому, что Бог всё равно всех спасёт, но лучше пользоваться одноразовой посудой. Вирус он называет исключительно коронным.

- Это не наши пожелания, это обращение. Давайте вспомним слова из Священного писания – кому больше дано, с того больше и спросят. Мы часто говорим, что у нас нет времени для молитвы. Вот сейчас Господь и допустил то, что есть сейчас, чтобы мы нашли время. Вот этот карантин, от кинотеатров, и что делать православному? Сходите в храм. Помолитесь, - призвал он.

В своей речи он заметил, что не может призывать не целовать крест или не прикладываться к иконам.

"Наоборот, мы должны это делать. Но должны соблюсти и то, что предписано нам инструкциями. Давайте заботиться не о себе, а о другом человеке. Например, запивку мы подаём каждому участнику из одноразовой посуды. Если вас не устраивает, возьмите стаканчик из дома", - разрешил он.

Кроме того, он заметил, что не считает нужными меры вроде протирания ложки, потому что уверен – Бог спасёт. Сразу же после этого перечислил список жидкостей, рекомендуемых для проведения санитарной обработки – перекись водорода, изопропиловый этиловый спирт. Плюс – частое проветривание. В случае появления симптомов ОРВИ следует обращаться к врачам или настоятелю для получения рекомендаций дальнейших действий. 

Старый добрый тезис "на Бога надейся, а сам не плошай" (для мусульман: "На Аллаха надейся, а верблюда привязывай"), можно было разворачивать в этих стенах до бесконечности. В этот момент в предбаннике мы как раз обсуждали, что во всех апокалиптических сериалах есть момент про прихожан, погибающих в первую очередь и обязательно внутри церкви. Объяснить такую линию никто не решался, да и есть ли такому шаблону причина, не ясно.

Под конец отец Богдан дал слово Андрею Гардашникову. Прежде, чем тот вышел, похвалил его, собственно, за идею организации молебна против коронавируса. Заметил, что глава района пришёл на службу вовремя, не опоздал, да и вообще, чувствуется в нём эдакая правильность, ведь он помогает, как может.

Товарищ Гардашников не подкачал. Встал с батюшкой возле алтаря и тоже сказал речь. Было в ней о том, что на Русь постоянно нападали, но народ выстоял благодаря молитвам. Вспомнил зачем-то о поляках, чуть не забравших нашу страну себе. Как-то вырулил к тому, что надо использовать момент для церкви.

Было в этом что-то патриотически сюрреалистичное. Неужели все только начинается. Нет. Вот так: "Как же у нас все продолжается". 

местная прихожанка

Юлия Гильмшина,
47news 

фото: Майкл Огнев