47news узнал до миллиона, сколько правительство Петербурга готово срезать с каждого контракта на ремонт и строительство дорог. Журналист опросил основных игроков рынка, а председатель КРТИ ответил развёрнуто.

В ближайшее время дорожные компании ожидают приведение в действие планов по снижению финансирования на ремонт и строительство дорог. Как сообщала "Фонтанка", комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Смольного собирался потратить на дороги и развязки 12,7 млрд. Ещё 1 апреля комитет по экономической политике правительства города директивно сократил сумму до 7 миллиардов 740 млн рублей. “Указанный лимит не подлежит корректировке”, - предупредили председателя КРТИ Андрея Левакина в комитете по экономической политике правительства Петербурга.

Базой для срезания трат по всем фронтам, а не только дорожным, стало письмо председателя комитета финансов Смольного Алексея Корабельникова. Лейтмотив не надуманный: “Имеются серьёзные предпосылки значительного ухудшения прогноза по поступлению доходов в бюджет города в 2020 году”.

47news стали известны поименные планы в отношении дорожников - у каких компаний, на каких контрактах и сколько средств планируется срезать. Впрочем, стоит учитывать, что планы сегодня меняются стремительно. 47news посмотрел на самых крупных. В подавляющем большинстве случаев речь идёт о заключённых госконтрактах, редко встречаются те, что в процессе заключения.

Инфографика 47news

Компании “Буер” относительно повезло. По госконтракту весом 1,65 млрд на продолжение Софийской улицы в 2020-м должно быть выделено 750 млн. Сумму сокращать не планируют. Как и 77,5 млн на ремонте на Московском проспекте. Но финансирование контракта по Петрозаводскому шоссе просело с 371 до 50 млн. Здесь общая сумма - 4 млрд, госконтракт заключён в конце марта. На данный момент в целом “Буер” может лишиться финансирования на 321 миллион рублей.

По словам директора по развитию компании Владимира Леймана, основные риски не в секвестре, а в гарантиях: поступит ли оплата в срок за выполненные работы после того, как пандемия закончится.

- Пугает неопределённость. Железобетонных обещаний никто не даёт. При этом мы пользуемся кредитными средствами, а у банков ситуация вызывает опасение, и их можно понять. Не надо забывать и о том, что с нами работают поставщики, подрядчики. Эти цепочки тоже под боем. Тем временем, растут затраты на дезинфекцию, доставку рабочих собственным транспортом. Мы писали и Беглову, и Макарову (спикер ЗакСа - ред.) с просьбой не сокращать финансирование на 30%, остановиться на 15%. Вопросов много, ответов нет, - рассказал Лейман.

По контракту на строительство развязки на пересечении Московского шоссе и Дунайского проспекта с компанией “Возрождение” заказчик срезал оплату с 839 до 50 млн рублей. По договору на текущей ремонт дорог в южных районах мегаполиса, заключённому в конце марта, сумма и вовсе снизилась в 20 раз: с 586,6 до 29 млн. Согласно документам, на ремонт Шлиссельбургского шоссе на участке от Петрозаводского шоссе до улицы Пролетарской Победы предприятие получит не 341, а 41 млн рублей. Статичными остались лишь планы заказчика по строительству продолжения проспекта Ветеранов. В этой строчке как были забиты 290 млн, так они и остались. В итоге, вместо 2 млрд “Возрождение” может рассчитывать на 411 млн рублей.

Директор группы компаний “Возрождение” Максим Яровой дипломатично понимает, что времена непростые, а решения приходится принимать трудные.

- Но решения должны быть умными и, главное, справедливыми. Сегодня мы работаем в соответствии с заключенными контрактами. И делаем это хорошо, - очень расплывчато намекнул собеседник.

Компания “ВАД” сохранила квоты на Выборгском шоссе от проспекта Энгельса до КАД ценой 35,6 млн. Но может значительно потерять на двух этапах текущего ремонта дорог на севере города. По первому финансирование планируется уменьшить 327 до 40 млн, а по второму - с 472 до 45. Итого, секвестр может составить 714 млн. С гендиректором компании “ВАД” Валерием Абрамовым и его пресс-службой связаться не удалось.

Ещё один маститый игрок ЗАО “АБЗ-Дорстрой” может не досчитаться почти 1,3 млрд. Транши на 2-й этап строительства обхода Красного Села от проспекта Ленина до Кингисеппского шоссе сдулись с 607 до 180 млн рублей. По контракту на строительство путепровода там же сумма в 276 млн осталась неизменной. Нет планов менять и финансирование по контрактам компании на текущий ремонт дорог в южных района Петербурга - на них заложено 505 млн. На реконструкции Оборонной улицы со строительством моста через Ижорский пруд и путепровода через ж/д пути Московского направления коммерсантам, возможно, придётся довольствоваться 55 миллионами вместо заложенных на этот год 386 млн. С 620 млн до нуля планируется срезать затраты на текущий ремонт в Петродворцовом, Красносельском и Колпинском районах.

Но всё же есть отрада у “АБЗ-Дорстрой”. Это работы по реконструкции Приморского шоссе и подключению делового квартала “Лахта-центр” имени Газпрома, а также строительство окаймляющих небоскрёб улиц и примыканий. На этих строчках прочно вшиты 276,5 млн. На второй позиции даже рост - с 530 до 650 млн (общий объём договора 4,6 млрд). Но итого всё равно минус 1,2 млрд в целом.

Гендиректор “АБЗ-Дорстрой” Леонид Гиндин называет ситуацию плохой и для отрасли, и для компании.

- Наши производственные мощности нельзя сократить так же, как где-то в кабинете, нажав пару клавиш, стереть одну цифру и вписать другую. Если же о необходимых мерах, то не нами придумана идея раскручивать маховик экономики через строительство, чтобы заработали и смежные отрасли. Так повышается собираемость налогов, пополняется бюджет. Если сейчас резать стройки, то будет эффект домино. Наоборот, нужно кредитовать, но об этом не слышно, - предлагает бизнесмен.

Согласно планам КРТИ, сохранит довольствие ЗАО “Трест”. На строительстве улицы от Дунайского проспекта до Южного полукольца ОЖД планы почти устояли: снижение с 479 до 449 млн. На Рощинской улице как были 32,5 млн, так и остались. На строительстве улицы Сарицкой докоронавирусная сумма тоже осталась неизменной -  426,6 млн. Владелец ЗАО “Трест” Сергей Рышкевич на момент подготовки публикации на звонок не ответил.

Ножницы для “СК “Орион плюс”, на первый взгляд, поработали гуманно. На первом этапе реконструкции “Нарвы” от станции Лигово до Красного Села и реконструкции Гореловского путепровода не изменилась сумма в 348 млн. На втором этапе тоже - 1,3 млрд. Строительство продолжения Варшавской улицы до Малой Митрофаньевской стабильно: 176,5 млн. На строительстве проезда по южному берегу Обводного канала от Глухозёрского шоссе до Обуховской обороны в силе 93,8 млн. Госконтракт на ремонт улицы Салова от Софийской до Волковского даже подрос с 26 до 30 млн. Сохранено финансирование в прежней диспозиции по контрактам на текущий ремонт на севере города - 256,8 млн. Ещё один такой контракт на 455 млн в процессе заключения, но его, возможно, ждёт обнуление. Строительство улицы Южной в Лахте также в планах  финансово заморожено. На подобных контрактах на юго-западе города снижение с 696 до 50 млн.

Всё же дорожный блок Петербурга порадовал компанию. Несмотря на срезанный миллиард, есть вариант, что по госконтракту на строительство участка Южной магистрали от Волхонского шоссе до Соколиной улицы финансирование вырастет почти вдвое - с 579 миллионов до 1 миллиарда.

Гендиректор “СК “Орион плюс” Алексей Вихарев отказался обсуждать эту повестку. Его помощник сообщил, что, поскольку конкретики пока нет, прогнозы строить рано.

- Допсоглашений с заказчиком мы пока не заключали, - добавил представитель гендиректора. 

По данным 47news, на минувший четверг было запланировано совещание у председателя КРТИ Андрея Левакина. На него приглашались представители дорожных компаний. Но оно было отменено, о новой дате не сообщалось. 47news ознакомился с повесткой. Так, предполагалось обсудить условия льготного кредитования, кредитные каникулы, меры по субсидированию процентной ставки, гарантий оплаты по заключённым в этом году контрактам.

Ещё один вопрос, запланированный к обсуждению, - о включении в сметы на строительство компенсации затрат подрядчика на расширенное банковское сопровождение, банковские гарантии и страхование. Судя по повестке, дорожники просят внедрения практики перехода на трёхлетние контракты и изменение планки с 1 до 5 млрд для госконтрактов, подлежащих расширенному банковскому сопровождению.

Отметим, что немногим ранее, дорожники обращались с этими просьбами к губернатору Петербурга Александру Беглову. В письме (есть в распоряжении редакции) градоначальника предостерегают от секвестирования затрат на ремонт и строительство объектов транспортной инфраструктуры. Эффектом может стать потеря работы для нескольких тысяч человек и банкротство компаний, полагают авторы. Вспоминают они и кризис 2009 года, когда город принял меры, аналогичные сегодняшним. Результатом стал крах крупнейших компаний “Мостострой-6”, “Дорожник-92”, “Трест Ленмостстрой”, “Лендорстрой-2”. Это привело к валу неплатежей и увольнений в компаниях поменьше.

Беглова призывают прилагать усилия не только на эпидемиологическом фронте, но и сохранить “экономический и промышленный потенциал вверенного Вам города”. Напоминают о фабуле “на каждые вложенные в дорожное строительство 100 рублей в бюджет, прямыми и косвенными налогами возвращается 86 рублей”.

Отметим, что заказчик в лице КРТИ формально не может заставить дорожников подписать допсоглашения об изменении параметров финансирования.

- Но вопрос решается элементарно. Заказчик просто перестаёт принимать работы. Рычаг действенный на сто процентов, деваться некуда, - отметил один из игроков рынка.

47news поговорил с Андреем Левакиным, он уделил время, несмотря на то, что наш звонок застал его на совещании в начале девятого часа вечера.

- Дорожники говорят: тишина со стороны КРТИ, нет информации, что происходит, совещание отменено, - спросил автор.

- Это не так. Мы в диалоге, идёт переписка. Совещание было перенесено в связи с необходимостью тщательной проработки и анализа поступивших предложений от дорожно-мостовых организаций. Необходимо учесть и все предлагаемые и принимаемые меры поддержки правительством РФ и правительством Петербурга. Совещание планируем на следующей неделе. О точной дате компании будут проинформированы.

- Можете рассказать, что происходит?

- Мы не согласны с предписанием сократить и бьёмся за отрасль. Пытаемся минимизировать последствия. Да, портим всем настроение, но бьёмся.

- Качество работ пострадает от секвестра?

- Послушайте, никто не говорит о том, что после снижения оплаты от бизнеса будут требовать сохранить объём работ. Нет денег, нет объёма. Тем более, это прописано в госконтрактах. Сокращение финансирования никак не повлияет на качество, так как стоимость производимых работ не изменится. Мы уверены, что уровень профессионализма наших подрядчиков не позволит им менее качественно выполнять работы.

- По каким критериям происходило сокращение планируемых выплат подрядчикам?

- На данный момент объемы финансирования до конца не утверждены – работа продолжается. Однако сразу отмечу, что секвестрование выплат подрядчикам никто не планирует. Обсуждается только уменьшение бюджетных ассигнований по объектам в рамках действующих госконтрактов. Мы с пониманием относимся к текущей ситуации и внесли наши предложения по корректировке адресной инвестиционной программы в разрезе вновь начинаемых объектов и объектов, по которым невозможно выполнить определенные работы в текущем году. Мы делаем всё возможное, чтобы корректировки АИП отразились на отрасли с минимальным ущербом.

- Какова вероятность банкротств подрядчиков, вспоминая опыт 2009 года?

- Хочу отметить, что комитет не всегда является единственным источником финансирования для компаний. Все напрямую зависит от финансового положения самой организации – ее внутрихозяйственной деятельности, наличия собственного производства и совокупного дохода. Кроме того, меры стимулирования и поддержки компаний, которые разрабатываются сейчас государством, позволят обеспечить устойчивое финансовое состояние организаций.

- Повлияет ли секвестирование на выполнение региональных програм по ремонту УДС, строительство дорожной инфраструктуры и достижение показателей, поставленных на федеральном уровне?

- На данный момент контрольные цифры до комитета не доведены, поэтому анализ выполнения региональных и федеральных программ не проводился. Важно отметить, что производственную программу мы не уменьшили, работы ведутся в соответствии с графиком.

- Напоследок, у вас же есть рычаг в предложении допсоглашений?

- Нет. Все понимают риски для отрасли и, на минуточку, это запрещено законом. Пока же допсоглашения и структуру изменений пока никто не обсуждал.

- Точности по секвестру откроете?

- Нет. Они в процессе изменений и неоднократных. По факту, решение пока не принято, не разжигайте.

Реплика: В соответствии с рекомендациями Минтруда РФ, к непрерывно действующим организациям также относится сфера дорожного хозяйства, в том числе организации, осуществляющие деятельность по строительству, эксплуатации дорог, мостов и тоннелей. "Наши подрядчики активно продолжают свою работу, по некоторым объектам работают с опережением", - говорит Левакин.

Виктор Смирнов,
47news