Бизнес купил у военных списанный док и пришвартовал его к ОСК. Фокус в том, что правительство выделяет миллиарды на новые, потому что советские тонут.   

По данным 47news, корпорация "ОСК" рассматривает вопрос участия своего "10-го судоремонтного завода" в строительстве плавучего дока для "Атомфлота" за 5 млрд рублей. Итоги конкурса подведут в июне. Директор завода Евгений Зудин 4 июня вернулся из Москвы, где это обсуждалось, рассказали его коллеги.

Тем временем, готовится юридическая конструкция создания Арктического центра судоремонта в Мурманской области, сообщили 47news 4 июня в правительстве региона. Масштабный проект ранее представлен губернатором Андреем Чибисом и министром промышленности Денисом Мантуровым. Задумано объединение 35-го и 10-го судоремонтных заводов, а также завода "Нерпа", принадлежащих ОСК. Сама концепция оценивается как трамплин для возвращения Чибиса в Москву.

На базе "10-го СРЗ" будет создан морехозяйственный комплекс "Полярный", где промысловые суда получат причалы. Ежегодные затраты судовладельцев на ремонт оценивались в 2 млрд. Тогда же руководство ОСК обсуждало строительство новых плавучих доков для ремонта судов. Причины: происшествия с имеющимися - все они советской постройки и, соответственно, серьезно изношены. Так, недавно в Севастополе затонул док ПД-16. Годом ранее в Мурманской области ушёл на дно док ПД-50. Кстати, произошло это во время выхода из него единственного авианосца в России "Адмирал Кузнецов". Для понимания: плавучие доки - изделия штучные.

О заводах, которые будут объединены: "35-й судоремонтный" в Мурманске недавно громко отметился в федеральной повестке. Там сорваны работы по реконструкции уже сухого дока для того же авианосца. Цена строительства значительно выросла,  о чем писал 47news. По предварительным данным 47news, "10-й судоремонтный" в Кольском заливе Баренцева моря сегодня тоже в поле зрения надзорного ведомства.

Прокуратуру интересуют перспективы плавучего дока СПД-76 грузоподъёмностью 4,5 тысячи тонн, длиной 118 метров, шириной около 30 и высотой почти с пятиэтажный дом. Махина построена в 1982 году в Нижегородской области. Предназначена для ремонта подлодок, малых ракетных и противолодочных кораблей. Его состояние оценивается как непригодное, что визуально тоже заметно.

В июле прошлого года конструкцию отбуксировали от посёлка Мишуково в губу Пала, где располагается "10-й судоремонтный". По данным 47news, ещё в ноябре 2012 года приказом тогда командующего Северным флотом Владимира Ковалёва док был исключён из состава военно-морского флота “в связи с утратой тактико-технических характеристик, нецелесообразностью его восстановления и невозможностью дальнейшего использования по прямому назначению”. Командиру войсковой части №77360-Д было предписано “подготовить исключаемый из состава военно-морских сил к реализации установленным порядком”.

В апреле 2019 года командир части Кузнецов подписал акт-приёма передачи дока. Его купила крупная компания “Транс-Лом” - фирма по всей стране скупает и реализует лом черных и цветных металлов. Договор купли-продажи датирован февралём этого же года. В документах предмет покупки назван неразделённым смешанным ломом чёрных и цветных металлов. “Оборудование, оставшееся в доке, исключает возможность его использования по прямому назначению”, - говорится в акте. Судя по накладной, цена составила 6 млн рублей. В офисах компании “Транслом” в Москве и Петербурге, на момент подготовки публикации, на звонки не ответили.

По данным 47news, конечным покупателем сооружения стала мурманская компания “Продмонтаж профи”. (По данным СПАРК-Интерфакс, оборот фирмы за 2019 год составил 6,1 млн рублей, прибыль 207 тысяч). Док же уже год стоит у причальной стенки, арендованной у “10-го судоремонтного завода”.

Отметим, что гидротехническое сооружение, приобретённое как лом, не может быть зарегистрировано в Российском морском регистре. Согласно нормативам, на владельцах лежит обязанность по утилизации выслуживших срок и списанных плавучих морских объектов. Невыполнение этого требования подпадает под закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”. У Минобороны также есть требование к покупателям списанного имущества не использовать его по назначению, что, кстати, логично.  

Абстрагируясь от запретительных правил, опрошенные 47news собеседники в судостроительной отрасли оценили только обследование и создание проекта модернизации в сумму около 100 млн рублей. Модернизация и строительство может обойтись ещё в миллиард рублей, считает один из собеседников. Одним из вариантов легализации работы может быть подготовка документации. Процесс по силам, например, предприятию, построившему СПД-76, а это Городецкий судостроительный завод в Нижегородской области.

По нашим данным, надзор Петербурга также проверяет планы по реанимации бывшего имущества Минобороны - в городе располагается Балтийский филиал Российского морского регистра. Как говорят, некоторое время назад “Продмонтаж профи” обращался к компании “Судоремонтно-судостроительная корпорация”(ССК), базирующейся в Городце, с просьбой рассмотреть вопрос о возможности подготовки некого проекта, чтобы в дальнейшем обратиться в филиал Росрегистра для решения вопроса о последующем использовании.

Гендиректор СКК Дмитрий Савин передал через своего заместителя Сергея Морозова, что переговоры велись, но конкретики пока нет. Руководитель Балтийского филиала Российского морского регистра судоходства Михаил Кутеев в разговоре с 47news сообщил, что к нему по вопросу оценки состояния СПД-76 не обращались.   

Стоит отметить, что чисто экономически базирование дока в акватории “10-го судоремонтного“ можно считать стратегически привлекательным. Как ранее упоминалось, губернатор Чибис и президент ОСК Алексей Рахманов подписали соглашение о создании на базе завода морехозяйственного комплекса "Полярный". В то же время в настоящий момент на ремонт судов, приписанных к портам Мурманской области, судовладельцы ежегодно тратят около 2 млрд рублей, и лишь 540 млн рублей из этой суммы приходится на долю судоремонтных мощностей Заполярья, остальное уходит за рубеж, передавал ТАСС слова губернатора. Таким образом, можно предположить, что владельцы дока видят крупные потенциальные заказы.

Но логически, нахождение стороннего дока вряд ли устроит ОСК. Дело в том, что в ближайшее время “10-й судостроительный” получит самый новый док в России (2006 года производства). Тот, что есть у завода, 1976 года, устарел. Но когда новый док будет поставлен, неизбежно встанет вопрос конкуренции за заказы. Главный инженер “10 СРЗ” Виктор Глухов объяснил автору логику.  

- Вы же знаете, что он продан как лом и абсолютно изношен?

- Хороший абсолютно док, с чего вы взяли, что изношен. Денег вкладывай да делай и используй.

- В обозримом будущем это произойдёт, как думаете?

- У нас никаких планов. Док не наш, просто аренда причала. Судовладелец если захочет, пускай вкладывает. Если обратится - будем восстанавливать. Но по нему ещё особо не разговаривали. 

- Вы как инженер как видите восстановление?

- Это как машину, лишь бы был корпус нормальный, а остальное меняется. Железо оно и в Африке железо. Были бы деньги.

- Сколько по времени это может занять? Сколько это бы стоило?

- В течение полугода можно ввести. По цене смотря какой объём. Если под регистр подводить, один. Если просто, чтобы он функционировал - другой.

- Списанное имущество можно по документам внести в регистр? Минобороны запрещает использовать списанное по назначению.

- В том-то и дело. Наверное, судовладелец с этим разбирается. Но я могу сказать, я этим не занимался.

- Если военные списали, но проведены работы по модернизации, то условную переделанную машину можно поставить на учёт?

- Это надо с регистром разговаривать.

- Вы о таких случаях знаете?

- Нет, не знаю.

- А сколько таких доков как СПД-76?

- Он один такой в таком классе.

- У вас на заводе были примеры восстановления таких объектов? И какие характеристики можно выжать?

- Нет, не было. А характеристики не больше проектных. Меньше можно.

- Функционирование доков регламентировано?

- Конечно. Без этого никакой судовладелец свое судно не поставит. Риски-то у него.  

- К вам же будет поставлен новый док. Если СПД-76 восстановят, не будет ли он у вас заказы отъедать?

- А кто ж ему даст-то? - как показалось, удивился собеседник. 

Гендиректор “Продмонтаж профи” Ольга Кондакова подтвердила 47news, что док СПД-76 принадлежит её компании.

- Какие у вас планы в части дока? - спросил 47news.

- Пока стоит, думаем, что с ним делать. Наверное, восстанавливать будем.

- Вы же за него деньги заплатили?

- Ну, купила-заплатила. А зачем вам эта информация?

- Доки - штучный товар. Что вы с ним делать будете?

- Это да. Планировали восстанавливать, - согласилась собеседница.

- Но военные продали его как лом. Запрещено же использовать по назначению списанное. Как вы будете выходить из ситуации?

На этот вопрос Кондакова пообещала ответить письменно.

Пока же, как сообщили 47news в правительстве Мурманской области, "10 СРЗ" ведет "разработку заявки на инфраструктурную субсидию федерального бюджета по инвестиционному проекту "Полярный".

Виктор Смирнов,
47news