Крупнейшие игроки мусорного рынка неожиданно объединились. Цель — взять вывоз отходов в одни руки. Союз позволит расшевелить правительство города.  

Генпрокурор Игорь Краснов 17 июня заявил о системных нарушениях в реализации мусорной реформы в половине субъектов Федерации. К Петербургу это не относится — здесь до сих пор нет регионального оператора, и основное движение на этом фронте происходит в виде увольнения ответственных чиновников. 47news узнал, кто претендует на вывоз отходов и в городе,  и в области.  

Компания "Ресурсосбережение-СПб" создана в конце ноября, зарегистрирована на Грузовом проезде, имеет приличный уставный капитал — 5 млн рублей. Основное занятие - сбор неопасных отходов, но в перечне ОКВЭД — все остальные виды работ с разнообразным мусором, вплоть до торговли ломом. Внимание привлекает список учредителей: предприятие в равных долях делят АО "Спецтранс Инвест" и АО "Анэкс Финанс". Для тех, кто в теме, картина удивительная. Дело в том, что  "Спецтранс Инвест" принадлежит одному из крупнейших региональных игроков рынка - "Автопарку № 1 Спрецтранс" Анатолия Язева, владельцу гатчинского полигона "Новый Свет-ЭКО". "Анэкс Финанс" владеет 75% Управляющей компании по обращению с отходами (УКООЛО), которая является региональным оператором по обращению с отходами в Ленобласти. В общем, со стороны кажется, что Google и Apple, с поправкой на специфику рынка  и масштаб, решили сделать совместный смартфон.  

Здесь важен контекст. С 2019 года регионы должны были переходить на новую форму обращения с отходами, для этого каждый должен был выбрать своего регионального оператора или нескольких. Петербург разбили на две половины и провели два аукциона. На обоих выиграло городское предприятие МПБО-2, однако дальше пришло время печали: оба результата оспорили в судах, и если на севере МПБО-2 устоял, то с южной половины города его снесли. Причем снес не кто-нибудь, а как раз "Новый Свет-ЭКО". Тем временем, Госдума разрешила трем городам федерального значения взять отсрочку по реформе до 2022 года. В Смольном облегченно вздохнули и начали мучительно переписывать основной документ — территориальную схему по обращению с отходами.

Параллельно 1,8 млн тонн городского мусора продолжали и продолжают уезжать на областные полигоны по схеме — какой перевозчик с каким полигоном договорился. Если о диспозиции в Ленобласти, то там как раз второй год работает регоператор — та самая "Управляющая компания по обращению с отходами". Мусор свозится на 7 полигонов, но два из них - в Кингисеппе и Мшинском - приостановили работу. Всего в Ленобласти одиннадцать полигонов. Самый большой частный - Северная Самарка во Всеволожском районе. Суд недавно намекнул, что закрывать его нельзя, иначе некуда будет возить мусор из Петербурга. Есть планы на строительство и реконструкцию мощностей для переработки в 11 локациях, хотя до реализации ещё далеко. Где-то из-за юридических тонкостей, где-то протестуют жители, что вызывает запретительную реакцию властей в связи с предстоящими выборами, а где-то завязла экспертиза.



О рассинхроне работы города и области говорилось неоднократно. Об этом слышал и Путин в конце прошлого года, причём лично. А на днях губернатор Александр Дрозденко предложил гаранту проработать вопрос создания единого оператора для обоих регионов. Президент ответил не в лоб: "нужно поработать всем вместе", но тут вопрос трактовки сигнала. В общем, теперь с Суворовского могут смотреть на Смольный, как в анекдоте: "Ну, кто на нас с Мишей?"

У созданной совместной компании амбиции именно что объединительные. "Ресурсосбережение-СПб" - название техническое, переименовываться будут ни много ни мало  в "Единого регионального оператора" (ЕРО). Как рассказал гендиректор "Анэкс Финанс" Михаил Смирнов, компанию создавали с прицелом на участие в будущих аукционах по обеим половинам города. После того, как МПБО-2 укоренился на севере, остается бороться за юг. "Но если окно возможностей откроется, то, безусловно, на север мы тоже пойдем, - говорит он. - Вопрос партнера там открыт, не обязательно это должен быть "Автопарк №1 Спецтранс", как на юге. Мы обсуждали это и с шестым Спецтрансом, и с другими игроками рынка". Добавим, "Автопарк №6 Спецтранс" - это именно та компания, которая не сумела по примеру "Нового Света-ЭКО" отменить итоги конкурса по северной части Петербурга. 

Гендиректор "Спецтранс Инвеста" Константин Язев говорит, что совместную компанию с УКООЛО строили для объедения ресурсов.

"У нас сегодня работает более 1500 профессионалов, 400 единиц специальной техники, а также 3 комплекса по обработке отходов. И в ближайшее время запускаем инновационный роботизированный завод c большим процентом извлечения вторичных материальных ресурсов и производством альтернативного топлива, - рассказал он.  - В то же время у партнеров есть опыт регионального операторства и достаточно серьезные земельные активы. Такое партнёрство позволит максимально эффективно и в кратчайший срок осуществить переход Петербурга на новую систему обращения с отходами".

"У группы компаний есть опыт, большой земельный банк, инжиниринг с самыми современными мировыми технологиями, некоторые вещи уникальны для нашей страны, такие как: бесшумные мусоровозы на альтернативном топливе и на электричестве, роботизированная сортировка без применения людей, уход от полностью полигонной модели к модели максимальной переработки отходов, умная рекультивация полигонов с практически полным прекращением выбросов неприятных запахов, сбором и очисткой фильтрата, - говорит гендиректор пока еще "Ресурсосбережения - СПб" Дмитрий Климчук. -  Нам сегодня нужны четкие правила игры со стороны регулятора. Мы видим, что текущие заводы МПБО неэффективно работают".  

Самый масштабный козырь в консорциуме — проект мусоросортировочного завода-технопарка рядом с посёлком Новый Свет. Предполагаемый объём переработки - 1 млн тонн отходов. Участок площадью 73 гектара примыкает к полигону "Новый Свет-ЭКО", мощности которого почти исчерпаны. Как сообщал ранее 47news, областной регоператор собирается объявить конкурс на проектирование. Срок - полтора года, стоимость 80 млн рублей, предполагается привлечение иностранного профессионального партнера.

Само строительство обойдётся в 35-40 млн евро, финансирование берёт на себя регоператор, сообщали в УКООЛО. Запускать планируется очередями: два этапа по 250 тысяч тонн и финальный на 500 тысяч тонн. Совокупно должно заработать семь линий по сортировке и измельчению. По словам собеседников в правительстве Ленобласти, к финансированию, скорее всего, будут привлечены кредиты "Банка Санкт-Петербург". Не секрет, что структуры этого учреждения участвуют в капитале регоператора. При самом оптимальном раскладе завод заработает в 2024 году. Михаил Смирнов не ждет каких-то идеологических возражений от местных жителей, ведь перерабатывать технопарк сможет в том числе отходы, накопленные на примыкающем полигоне.

Если об экономике, то перспективы лакомые. Оборот на мусорном рынке города составляет примерно 8 млрд ежегодно, в Ленобласти - 3 млрд. Как говорят, до последнего времени от работы УК в Ленобласти "Банку Санкт-Петербург" была лишь головная боль. Экономика регоператора постоянно проседала от настойчивых просьб правительства региона снизить плату за вывоз мусора. Перспектива же зайти в Петербург делает прожект сопоставимым уровню банка и его представлениям о прекрасном.

У города же боли иного характера. Спящий северный регоператор МПБО-2 в Янино торпедирует Роспотребнадзор, Росприроднадзор и Следственный комитет Ленобласти. Директору завода Тихону Шмелёву предъявлено обвинение по экологической статье. Ситуация тупиковая: на территории скопилось 42 тысячи тонн отходов, за утилизацию которых жители уже заплатили, но деньги испарились. Через эту призму на предприятие смотрит ФСБ. К тому же, на площадке Волхонки простаивает оборудование, закупленное пару лет назад за 250 млн. Комблаг объявил 11 июня конкурс на вывоз за 138 млн рублей, но денег ещё нет - процесс запараллелен с поиском кредитов, рассказывали в Смольном.  

По словам гендиректора "УК ООЛО" Николая Хасиева, дебют в Петербурге будет проще, чем в Ленобласти. "Когда мы начинали в Ленобласти, то договаривались с 250 перевозчиками, встречались с каждым. В городе же основная тройка и несколько десятков понятных средних компаний, - объясняет он. - По факту мы уже сегодня с ними работаем. Естественно, администрирование перевозок облегчит процесс. Что касается городских отходов, то мы сейчас принимаем несколько сот тысяч тонн на свои полигоны и понимаем, как с этим работать".

- В Ленобласти у вас пока, скажем так, ещё не всё гладко. Заход на город не повлечёт ослабления позиций в корневом регионе? - поинтересовался 47news.

- Да, нам непросто, мы и не скрываем, если есть проблемы. Но колоссальный опыт накопили, силы есть, перспективы видим, - уверен собеседник. 

Владелец  "Автопарка №1 Спецтранс" Анатолий Язев, чья компания прочно и годами работает на юге города, считает, что без объединения усилий сдвинуть с места мусорную реформу в городе не получится.

- Мы готовились к этому, но сейчас ситуация такова, что счёт идёт на дни. Уже в этом году готовы участвовать в конкурсе города, если он будет объявлен. Технология у нас есть. Дело теперь за властями.  

- Не опасаетесь, что на конкурс придут москвичи с большими кошельками?

- Решать будут не финансы, а опыт. Везде же своя специфика. Например, в городе мы работаем с профильными комитетами правительства, а в области вопросы обращения с отходами за муниципалами. Пойди с каждым договорись.

Директор и совладелец крупнейшего перевозчика на севере города "Автопарк № 6 Спецтранс" Сергей Глухов поддерживает начинание, хотя уверяет, что не знал о нём.

- Вы себя как видите в этой конструкции? - поинтересовался 47news.

- Готов участвовать. Один в поле же не воин, это точно, - ответил бизнесмен, добавив, что тем временем со стороны Смольного никаких системных сигналов пока не раздаётся.

Начальник областного Управления по обращению с отходами Алексей Пименов на момент подготовки публикации был недоступен для комментария. Впрочем, за него уже всё сказал Дрозденко на встрече с гарантом

На вопросы аппарату профильного вице-губернатора Петербурга Николая Бондаренко мы получили больше, но лаконично.

- Рассматриваете ли вариант объявления новых аукционов перед мусорной реформой по северной части?

- В настоящий момент не рассматривается.

- Или в любом случае будете входить в реформу с уже выбранным МПБО-2?

- Такая возможность сохраняется.

- Есть ли хотя бы ориентировочные сроки аукциона по южной части?

- Будут определены в ближайший месяц.

- Как бы вы отнеслись к тому, чтобы УКООЛО стала городским оператором? Например, по южной части?

- Вопрос выбора регионального оператора по обращению с отходами регламентирован условиями конкурсного отбора.

Если в целом, то объединение усилий регоператора Ленобласти и структуры Язева на самом деле выглядит неожиданным. Действительно, ещё год назад между ними искрило. Но затем "Автопарк №1 Спецтранс" зашёл в Гатчинский и Лужский районы, и отношения потеплели. Здесь предположим, если бы "УК ООЛО" привлекла в союзники "Автопарк № 6 Спецтранс" - с вероятностью 99% при проведении конкурса такой союз торпедировал бы исками Язев (как это было с конкурсом на юг города).

Сразу хочется предположить: крупные конкуренты объединились, чтобы не пришлось потом устраивать многомесячные танцы в арбитраже, как получилось с МПБО-2. Однако Михаил Смирнов эту мотивацию как генеральную не подтверждает, хотя и не сбрасывает со счетов.  "Вопрос конкуренции, безусловно, стоял, но не он один, - заявляет он. - Мы хотели создать сильного игрока, который мог бы противостоять, например, компаниям из Москвы и Московской области".

На данный же момент боевая черепаха близка к идеальной - с Глуховым у областного регоператора отношения, насколько известно, неплохие, а с Язевым теперь юридический тандем. Тот факт, что у будущего "Единого регионального оператора" и  действующего регоператора Ленобласти у руля одни и те же люди, возможно, позволит синхронизировать шестерёнки города и области в части обращения с отходами.

Теперь дело за Смольным. Как выразился один из игроков мусорного рынка: "Коллеги в тонкой ситуации, с Дрозденко-то подружились, теперь надо с Бегловым не поссориться".

Виктор Смирнов, 47news.ru
Николай Кудин, Фонтанка.ру