Три месяца назад результаты проверки Контрольно-счетной палаты Ленобласти по расходованию средств на закупку лекарств были переданы в областную прокуратуру. И в течение всех этих трех месяцев результаты этой проверки, наглядно показавшие нерациональное использование бюджетных денег Ленинградского областного фонда обязательного медицинского страхования (ЛОФОМС), «ходят» по инстанциям: областная прокуратура - правительство Ленобласти - ГУВД Петербурга и области. А воз, как говорится, и ныне там. То есть решения о привлечении к ответственности лиц, виновных в разбазаривании денег, до сих пор не принято, как и не принято принципиальное решение о возбуждении по результатам проверки административного или даже уголовного производства. А что «не запрещено, то разрешено».

 

Проверка КСП Ленобласти, обнародованная на заседании областного Законодательного собрания весной этого года, наделала много шума. Аудиторы, проверявшие, как эффективно проходит использование средств областного бюджета и ЛОФОМС, предназначенных на приобретение лекарств для льготников в 2003-2004 годах, и лекарств и оборудования для лечебно-профилактических учреждениях в 2004 году, обнаружили не только нецелевое расходование средств (что, зная нашу чиновничью систему, не может являться сюрпризом), но и грубые нарушения федерального законодательства при проведении тендера на приобретение медикаментов и оборудования. Что, кстати, по мнению аудиторов, способствовало завышению цен на медикаменты выигравшими компаниями. В качестве «крайнего» в ситуации, сложившейся с закупкой лекарств для области, специалисты КСП и чиновники называли вице-губернатора области по социальным вопросам и главу областного отделения «Единой России» Николая Пустотина, который возглавлял на тот момент комиссию по закупке медикаментов. Кстати, в начале прошлого года прокуратура уже проводила проверку по факту его деятельности на посту председателя комиссии. Однако никаких решений по факту проверки принято не было. Практически сразу после озвученных претензий Пустотину губернатор Ленобласти Валерий Сердюков обрушился с претензиями на деятельность КСП, назвав ее сотрудников профнепригодными. Губернатор был искренне возмущен тем, что аудиторы «играют с заказчиками», вместо того чтобы «ярко показывать нарушения, если они там есть». Сердюков заявил, что еще ни по одному отчету КСП уголовного дела прокуратурой возбуждено не было, причиной чего также служит непрофессионализм аудиторов. Депутаты областного ЗакСа, которые активно поддерживали деятельность КСП, после выступления губернатора сразу отказались от каких-либо поименных обвинений в адрес чиновников, отметив на одном из своих заседаний, посвященных обсуждению результатов проверки, что просят Сердюкова указать и наказать виновных самому.


На конкурсе все равны, но есть некоторые, которые равнее других


Как стало известно корреспонденту «47News», в 2003 году специализированной конкурсной комиссией, которая занималась организацией конкурсов на приобретение медтехники и медикаментов, был проведен 21 конкурс на общую сумму более 200 миллионов рублей. Для того, чтобы компании, пожелавшей поставлять в область медикаменты для льготных категорий граждан и для больниц поликлиник, предстояло пройти квалификационный отбор. Заявки на конкурсы подали 13 предприятий и организаций, однако девять из них так и не были допущены до конкурса. Не были допущены, как считают в КСП, незаконно. В частности, компаниям было отказано в допуске к конкурсу из-за отсутствия у них собственного автохозяйства, а также лицензий, разрешающих работу с лекарственными формами сильнодействующих веществ. Такие условия были прописаны конкурсной комиссией в правилах конкурса, хотя они противоречат ряду федеральных законов и нормативных актов, например Закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Особо странно выглядит требование комиссии о наличии собственного автопарка, ведь все медикаменты перед тем, как их отправляли в муниципальные аптеки, должны были быть отправлены в ленобластное государственное предприятие «Ленфарм», где осуществлялась приемка лекарств, их хранение и дальнейшая транспортировка.


Четыре оставшиеся компании: ООО «Балтик Секьюрити Сервис», ЗАО «Фарм Тамда 77», ЗАО «Биотехнотроник» и ЗАО «Торгово-промышленное предприятие «Северо-Запад» - и стали победителями конкурса, вопреки решению судебной коллегии по гражданским делам областного суда, которая признала недействительными некоторые пункты конкурса, в том числе наличие у компании-претендента автохозяйства. Верховный суд РФ оставил это решение в силе. Однако комиссия по конкурсам повторный квалификационный отбор не проводила.


Та же самая ситуация повторилась и в 2004 году, когда вышеперечисленные компании опять стали победителями проведенных тендеров (сумма тендеров составила более 167 миллионов рублей). Восемь организаций, также претендовавшие на участие в конкурсе, опять были «забракованы» в ходе квалификационного отбора.


Победители - побежденным


Не только нелады конкурсной комиссии правительств Ленобласти с федеральными законами вылезли на свет в ходе проверки, проведенной КСП. Когда аудиторы запросили у двух компаний, осуществляющих закупку медикаментов для лечебно-профилактических учреждений, - ЗАО «ТПП «Северо-Запад»» и ЗАО «Фарм Тамда 77» предоставить информацию об отпускных ценах на медикаменты, то получили отказ. Тогда специалисты КСП сами провели сверку тендерных цен и оптовых цен по Петербургу и области и выяснили, что практически по 80 процентам пунктов наименований лекарств выигравшими конкурс была произведена наценка от 2 до 50 процентов, а иногда и более 100 процентов. В частности, «Бетадур, 100 миллиграмм, № 10» (применяется при стенокардии, остром инфаркте миокарда, тахикардии) по тендерным ценам стоил 36 рублей 60 копеек, тогда как оптовая его цена в городе и области не более 16, 26, наценка соответственно составляет 125 процентов.


Кстати, аудиторы проверили еще и разницу между тендерными ценами и розничными, как в Петербурге, так и в области. И выяснили, что нередко тендерные превышают даже розничные цены, которые и так больше оптовых и отпускных с завода.


Вот и получается, что на полученные в результате конкурса деньги можно было закупить много больше лекарств, чем это было сделано. Чья это вина - компаний-победительниц или же чиновников, допустивших это, покажет все та же затянувшаяся проверка.


Работа компаний - поставщиков медикаментов вызвала нарекания у специалистов КСП не только завышенными ценами, но и неисполнением обязательств по контракту. Так, пробившаяся в 2005 году сквозь плотные ряды победителей компания ЗАО «Центр внедрения «Протек» из 414 заявленных наименований лекарств поставила только 408 наименований. А по общему объему заявки Ленобласти обеспечены были только 70 процентами необходимых лекарств. Такая ситуация привела к тому, что количество рецептов на отсроченное обслуживание до 10 дней на конец 2005 года составляло 14 тысяч 366 рецептов. Можно отметить, что руководство «Протека» на одном из последних заседаний ЗакСа области сетовало, что недопоставка объясняется недополучением компанией денег из бюджета.


И напоследок


Не только превышенные в несколько раз тендерные цены будут тревожить чиновников от Комитета по здравоохранению и Комитета по труду и социальной защите населения правительства области. КСП нашла нарушения и в их непосредственной деятельности. Так, согласно проверке, более 10 миллионов 360 тысяч рублей, которые были распределены из областного бюджета этим комитетам, по мнению аудиторов, были использованы не по целевому назначению. Эти деньги, ни много ни мало, должны были пойти на приобретение лекарств инвалидам и ветеранам, но частично пошли на оплату услуг ЛОГП «Ленфарма», которое, как мы уже писали, отвечает за хранение и отгрузку медикаментов. Надо отметить, что услуги эти были оплачены щедро, с превышением более чем на полтора миллиона рублей.


Проблема с конкурсами и поставками лекарств ненова.


Найдут ли в ГУВД Петербурга и области лекарство от этой чиновничьей болезни, покажет время.


Инна Никитина