Обитатели острова в Выборгском заливе раз за разом строят дорогу к дому. Работники РЖД также методично её разрушают. Надежда теперь на "Новатэк" Леонида Михельсона. 

Два десятка жителей, а всего восемь дворов на острове Майский в Выборгском районе в ближайшее время рискуют остаться без автомобильного переезда с материка к своим домам. И ждут ответа на письма, отправленные 1 июня губернатору Александру Дрозденко, администрации Высоцкого поселения и дочерней компании Новатэка, "Криогаз-Высоцк". Просят оставить переезд, построенный при прокладке через остров трубы для комплекса по производству сжиженного природного газа, что строился неподалеку.

Остров Майский расположен в Малой Пихтовой бухте Финского залива между островом Высоцкий и материком. С начала 20 века там была финская деревня Ханнуккала, ныне маленький поселок. В 1926 году появилась железная дорога на Уурас (нынешний Высоцк). Ветка пересекает остров таким образом, что располагается между поселком и автомобильной дорогой, поэтому добраться до своих домов местные жители могут, только переехав через "железку".

Много лет там был временный переезд из песка с щебёнкой, но в июле 2009-го железнодорожники его ликвидировали. Жители Майского провели рискованный эксперимент - сами построили переезд через железную дорогу. Всё по-взрослому: наняли строительную компанию, заплатили ей около 2 млн рублей, исполнили все технические требования и получили весьма приличный результат.

Параллельно - легализация. Обратились везде, получили поддержку. Администрация Высоцкого поселения "за", Выборгского района "за", Октябрьская железная дорога почти десяток писем разослала в нужные инстанции - мол, согласуйте. Не поверите, согласовали.

Региональное МЧС показало характер: в населенную часть острова без переезда не попасть ни скорой, ни пожарным, там опоры ЛЭП. В общем, в случае ЧП пеняйте на себя: пригоним тяжелую технику и раздолбаем вашу железную дорогу. Такое письмо, выдержанное в рамках деловой стилистики, в ОЖД получили в июне 2009 года.

Напряглась только дорожная инспекция Выборгского и Приозерского районов "Ленавтодора".

"Автодорога, ведущая к жилым домам на полуострове Майский, на которой планируется обустройство ж/д переезда, не находится на балансе ГУ "Ленавтодор" и не является региональной автодорогой общего пользования", - сообщил руководитель инспекции железнодорожникам. Заметим вскользь, Майский - остров, а не полуостров.

Летом 2009 года люди в оранжевых жилетах с помощью ломов и лопат разобрали переезд.

Фото Сергея Киселева

С тех пор жители Майского неоднократно насыпали туда песок с щебенкой - к домам-то надо добираться - а железнодорожники с завидной регулярностью пресекали злостное нарушение ломами и лопатами. Жители продолжали жаловаться, и 21 июня 2011 года наступил перелом.

Тогдашний вице-президент "Российских железных дорог" Владимир Воробьев лично отправил письмо жителю Майского Сергею Киселеву: монополия строительство переезда разрешает - если за счет жителей и с соблюдением техусловий. Руководству ОЖД, как следует из письма, "поручено предоставить в ОАО "РЖД" комплект документов по согласованию разрешающих документов на открытие переезда".

Островитяне ликовали ровно два месяца, после чего последовала реакция Октябрьской железной дороги. Несколько неожиданная.

Начальник Выборгской дистанции пути Геннадий Кузьмин (в 2016 году получил обвинительный приговор за мошенничество) пожаловался в полицию на неизвестных лиц, обустроивших несанкционированный переезд. Полиция проверила, подтвердила наличие переезда, выяснила повторяемость его появления и принудительной ликвидации, а также полное неведение сотрудников околотка №10 Выборгской дистанции пути о том, кто же эти неизвестные злодеи, ежемесячно строящие запретное.

"Считаю, что сотрудниками околотка №10 недобросовестно исполняются должностные обязанности…", - написал тогдашний руководитель линейного отдела полиции на станции Выборг заявителю и отправил копию письма прокурору.

Полицейскому начальнику ситуация показалась подозрительной. Он обратил внимание, что при устройстве несанкционированного переезда неизвестные использовали резино-кордовое покрытие, которое нельзя купить в магазине, но можно добыть в РЖД. "Требую провести служебное расследование", - написал по этому поводу подполковник.

Пару лет спустя, в мае 2013-го, ОЖД объяснила непримиримость позиции: мол, мы не против, но хорошо бы определить официального хозяина дороги и согласовать с ГИБДД.

С тех пор неизвестные регулярно строили несанкционированный переезд, а работники околотка №10 столь же регулярно его уничтожали.

Фото Сергея Киселева

Так продолжалось лет 5, а в 2018 году на помощь обитателям Майского пришел "Новатэк" Леонида Михельсона. Его дочернему ООО "Криогаз-Высоцк" потребовалось протянуть через остров трубу для комплекса по производству и перевалке сжиженного природного газа, который строился неподалеку. На дороге к Майскому появился добротный переезд, причем, местным жителям повезло вдвойне. Строительство затянулось, поэтому новатэковский переезд существует до сих пор, и, что характерно, железнодорожники не жалуются полиции. Но труба достроилась, технику и бытовки убрали, очередь за переездом.

15 июня отреагировала ОЖД - на этот раз иносказательно и непонятно: дескать, нам переезд не нужен, выступать инициатором его открытия мы не можем, написал первый заместитель начальника Октябрьской дирекции инфраструктуры ОЖД Сергей Осташко.

Корреспондент 47news заснял новатэковский переезд на память. Его, видимо, скоро не будет, а полиции опять придется искать возводящих несанкционированную переправу к своим домам и журить работников околотка №10 за отсутствие бдительности.

житель Майского Сергей Киселев

47news поинтересовался у представителей "Новатэка", планируют ли они демонтировать переезд и если да, то когда. В пресс-службе пообещали прокомментировать ситуацию в ближайшее время. В ОЖД на редакционный запрос тоже пока не отреагировали. В пресс-службе дать устный комментарий затруднилась.

Лев Годованник для 47news