Угольный "Порт Высоцкий" собирается заняться перевалкой зерна. Компания станет пионером самой радикальной диверсификации, если решится на неё. Настроение портит сосед по берегу.
В ближайшие дни Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) согласует декларацию о намерениях (предпроектную документацию) ООО "Порт Высоцкий". Суть расчетов - использование части мощностей угольного терминала для морской перевалки зерна. По сведениям 47news, в качестве варианта рассматривается строительство дополнительной площадки для тех же целей. Советник руководителя Росморречфлота Алексей Кравченко сказал 47news, что вряд ли сможет предоставить информацию о ходе рассмотрения заявки компании - коммерческая тайна.
Факт изготовления декларации о намерениях сооружения мощностей для обработки зерна в порту Высоцк подтвердил директор по направлению "Логистика и аналитика" ООО "Морстройтехнология", выступающей в качестве проектной организации, Александр Головизнин:
"Мы сделали две декларации о намерениях по сооружению в порту Высоцк терминалов по перевалке зерна. Одну заказал "Технотранс", другую - переваливающий уголь "Порт Высоцкий". О продолжении работы, начале проектирования мне неизвестно. Это логично: востребованность угля падает, перспективы непонятны, и крупные игроки стараются обезопасить свои инвестиции, диверсифицируя терминалы, добавляя к перевалке угля что-то другое".
ООО "Порт Высоцкий" казахского миллиардера Тимура Кулибаева (помимо прочего, он - член совета директоров "Газпрома") может стать первым в России морским терминалом, который столь радикально отреагирует на снижение мирового спроса на уголь. Это, кстати, случится к удовольствию местных жителей - зерно не портит экологию. Не случайно один из ведущих инфраструктурных аналитиков, директор аналитического центра "Дорн" Андрей Карпов говорит: "Всегда поддерживал переориентацию российских внешнеторговых грузопотоков из портов третьих стран в российские порты. Наши грузы должны давать работу, прежде всего, нашим гражданам и уж потом остальным. Но в этом процессе, как мне кажется, надо расставлять приоритеты - в первую очередь забирать себе наиболее выгодные, дорогие, технологичные и экологически дружественные грузы. А вот уголек, учитывая его экологическую составляющую, могут пока попереваливать и другие. Тем более, что Германия приняла решение об окончательном отказе от угольной генерации, и скоро угольные портовые мощности на западном направлении могут оказаться избыточными".
Обратимся к цифрам. По данным ИАА "ПортНьюс", в 2019 году ООО "Порт Высоцкий" отправил на экспорт 6,3 млн тонн угля, что на 20,2% ниже показателя 2018 года. В первом полугодии 2020-го грузооборот компании составил 2,9 млн тонн - минус 16,5% к первому полугодию 2019-го.
"Порт Высоцкий" и ООО "Технотранс" российского миллиардера Виктора Чуйкина оказались рядом в прямом и переносном смысле. Их коммерческие объекты соседствуют на берегу Большой Пихтовой бухты Финского залива, а проекты изготовлены за соседними столами "Морстройтехнологии". Соседство не идет на пользу обоим - компании судятся из-за двух гектаров земли, которые Выборгская районная администрация сначала пообещала "Технотрансу", а потом выставила на торги, где её решил приобрести "Порт Высоцкий".
29 июня угольщики выиграли один из трех судебных процессов: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области отказал "Технотрансу" в отмене постановления районной администрации о формировании спорного участка, благодаря которому он оказался выставленным на торги. "Порт Высоцкий" обратился в районную администрацию с просьбой о формировании и предоставлении участка раньше, а планы "Технотранса" строить зерновой терминал и их включение в госпрограмму "Стимулирование экономической активности Ленинградской области" не предусматривают льгот. Так решила судья Алла Сайфуллина, но это лишь первая инстанция и первый процесс - до конца спора довольно долго.
Но и сам спор выглядит теперь немного по-другому, если посмотреть на него с позиций регионального морского экспорта. На российском побережье Балтийского моря сколько-нибудь заметной перевалкой зерна в 2019 году занимались всего три компании: ОАО "Балтийский судомеханический завод" в Большом порту Санкт-Петербурга, АО "Портовый элеватор" и ЗАО "Содружество Соя" в Калининграде. На всех получилось 0,85 млн тонн, что по сравнению с 43 млн тонн годового российского зернового экспорта выглядит просто смешно. Можно констатировать: морская перевалка зерна в нашем регионе пока отсутствует.
Неудивительно, что такие проекты сейчас - самые динамичные. В порту Усть-Луга зерновой терминал строит "Новотранс" Константина Гончарова, в Приморске то же самое делает в рамках грандиозного "Приморского УПК" Илья Трабер, бухту Батарейная с той же целью осваивает "Содружество" Александра Луценко. Все же, заметим: только в Высоцке перевалкой зерна одновременно занялись два соседа.
Сегодня мы наблюдаем формирование совершенно нового для региона сектора бизнеса, приносящего миллиардные инвестиции. В каком-то смысле даже странно, что это сопровождается лишь одним конфликтом. Жаль, что добиться комментария от генерального директора ООО "Порт Высоцкий" Вадима Павлова не удалось - обращения 47news он игнорирует и точка.
Мы хотели бы услышать топ-менеджера, кто первым признал бесперспективность самого раскрученного в последние годы угольного экспорта.
Лев Годованник
для 47news