Те, кого Москва отправила спасать дольщиков, выписали пятимиллионный счёт. Их услуги настолько дороги, что даже в правительстве не понимают. Время уходит, а Фонд так никого и не достроил.

Дольщики второй очереди жилого комплекса "Ленинградская перспектива" компании "Леноблстрой" внезапно узнали, во сколько им обойдётся процедура спасения их квартир федеральным Фондом помощи обманутым дольщикам (Фонд). В Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области зарегистрирован иск нового конкурсного управляющего Евгении Греб. Она просит официально позволить увеличить лимиты.

В месяц, считает конкурсный управляющий, на юридические услуги необходимо отдавать не более 1,3 миллиона рублей, вплоть до окончания конкурсного производства. Речь идёт о договоре с ООО "Куратор", в сумму будут включаться командировочные и иные подлежащие возмещению расходы. Согласно данным информационной системы "СПАРК", персонал фирмы состоит из одного человека, а ведёт она деятельность в области права. Про владельца и директора в одном лице, Илью Кирьянова, ничего не известно, кроме того, что он имеет притяжение к Васильевскому острову.

На бухгалтерские услуги предлагается поднять лимит до 200 тысяч рублей ежемесячно, на восстановление бухгалтерской отчётности — до 500 тысяч, на проведение инвентаризации имущества — до 500 тысяч, на проведение финансового анализа — до 500 тысяч, на финансовый контроль — до 50 тысяч. На всё это уже есть подрядчик, ООО "Фабрика успеха". В "СПАРКе" по поводу него сказано, что собственник и руководитель там — Светлана Яцук. По данным 47news, ей 58 лет и у неё есть туристическое агентство "Чара-тур". Надежды журналиста связаться с Яцук по контактному телефону не оправдались, он выключен.

Ещё 1,5 миллиона рублей можно отправлять в сторону индивидуального предпринимателя, 54-летнего Олега Жовтоножко. Родом он из Одессы, имеет опыт конкурсного управляющего. Конкретно, что входит в информационное обеспечение, не сказано. Ещё до 150 тысяч рублей поднят лимит на аренду помещений в месяц и 400 тысяч — на архивирование.

Всего получается, что предел ежемесячных платежей теоретически может быть поднят до 1,7 млн рублей. Ещё 3,4 млн рублей растянут по времени. На сколько затянется процедура конкурного производства, предугадать невозможно, но вряд ли стоит брать период менее полугода.

Деликатность этой ситуации не только в том, что до прихода Евгении Греб услуги предшественницы, Ириной Ларичевой, составляли в разы ниже. По данным дольщиков, около 150 тысяч на трёх юристов в месяц, а всё остальное — гораздо скромнее. Нюанс в том, что Евгению Греб согласовал в этой должности Фонд, а оплачивать услуги в названном размере будут из бюджета, поскольку именно он занимается этим объектом. Как и решать, какие именно.

Мы неоднократно рассказывали, с каким трудом правительство Ленобласти отщипнуло из своего же кошелька 2,8 миллиарда рублей. Согласно условиям договорённостей с федеральным Фондом, эти деньги нужно было забронировать в бюджете, и только после этого федеральная казна добавляла такую же сумму. Ещё 4-5 млрд рублей предполагалось взять из компенсационного фонда застройщиков. Этих денег должно было хватить,  чтобы более-менее выровнять ситуацию с обманутыми дольщиками, а она в тот период всё накалялась да накалялась. В конце прошлого года, после первого наблюдательного совета, из бюджета на счёт Фонда были направлены 619 млн рублей под уже принятые решения.

Как объяснил конкурсный управляющий ряда других проблемных объектов, депутат Кудрово Даниил Федичев, именно суд обычно и ставит точку в вопросе, сколько можно потратить на те или иные услуги. По его словам, слово "лимит" в данном случае не означает, что утвердят именно такую сумму, но можно на это рассчитывать.

Работающий с ним бок о бок товарищ, изучив требования коллеги Греб, сообщил, что смета чрезмерно завышена. Так, если брать рыночные расценки, услуги по архивированию обойдутся в 50 тысяч, бухгалтера — 50 тысяч, включая отчётность, инвентаризация — 60 тысяч, финансовый анализ бесплатно, о финансовом контроле до конца процедуры обычно не заявляют, аренды 50 тысяч достаточно, а про информационное обеспечение никто и не слышал. Юристов обычно нужно несколько, но 300 тысяч — за глаза, с учётом того, что в реестре дольщиков не тысячи человек, а 364. Итого — 400 тысяч в месяц и 50 — разовый платёж.

В беседе с журналистом 47news Евгения Греб сообщила, что изменение лимита обусловлено "определёнными изменениями". Но какими, сказать не смогла, сославшись на занятость. По данным 47news, Греб 29 лет, живёт в Петербурге. Является соучредителем и генеральным директором ООО "Сокол", предоставляющего услуги по уходу за детьми в дневное время суток. 

Вице-губернатор по строительству Михаил Москвин заметил, что пока не слышал ни от кого из конкурсных управляющих, занятых проблемными домами в Ленобласти, подобных аппетитов.

"Деньги были рассчитаны, конечно, не только на саму достройку объектов, но и на сопутствующий спектр услуг, к примеру, на ту же охрану. Нужно ли привлекать таких дорогих юристов? Не знаю, по-моему, контролёров у нас и так хватает, это не самое нужное и ответственное, на что нужно тратить средства в данном случае", - прокомментировал он.

Возвращаясь к конкретике, чиновник заметил: каких-то особых нюансов именно в ЖК "Ленинградская перспектива", что ведут к необходимости говорить о таких суммах, он не видит.

Заметим, в момент, когда идея с передачей полномочий по достройке долгостроев Фонду только появилась, многие дольщики требовали от правительства включить их как можно раньше в список для работы. В 2020 году выяснилось, что эта организация не спешит заниматься Ленобластью, хоть регион, повторимся, добросовестно перечислил 619 млн рублей на её счёт.

Как вспоминают на Суворовском, 67, изначально из Москвы настаивали перечислить чуть ли не все 2,8 млрд рублей. Но эта идея споткнулась о вечную прижимистость вице-губернатора по финансам Романа Маркова. Вроде как он рассудил, что давать надо ровно столько, под сколько есть расчёт. В итоге он оказался прав, поскольку даже отданных шести миллионов в Ленобласти не увидели.

Наблюдательный совет, касающийся Ленобласти, был один, а новых не предвидится. По крайней мере, если раньше надежды были на май, сегодня нет точности даже про конец июля. В связи с этим дольщики задаются вопросом, была ли в реальности цель Фонда помочь в достройке домов или смысл был иной — поучаствовать в освоении. Последнее, как мы уже рассказывали, у корпорации неплохо получается — к примеру, потратили 1,5 млрд рублей на проверку финансово-хозяйственной  деятельности застройщиков. В принципе, этот процесс можно повторять бесконечно.

Юлия Гильмшина,
47news