Только свои буксиры хочет видеть порт Приморск и пишет выгодную себе инструкцию. Антимонопольщики накатывают, и порт создаёт новую, почти неотличимую. А до "Транснефти" УФАС не добраться.

На днях в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области начнется 7-й процесс между ООО "Приморский торговый порт" и областным управлением Федеральной антимонопольной службы. Таковы последствия санкций в 220 млн рублей, о котором 22 июля сообщило УФАС.

Верить в то, что штраф будет заплачен - по крайней мере наивно.

Генеральному директору ПТП Сергею Волынцу, возможно, нравится, когда танкеры в акватории порта буксируют не чужие компании. Например, ООО "Союзпорт Флот" или ООО "Транснефть-Сервис". Первое принадлежит ПТП почти целиком, вторым владеет "Транснефть". ПТП является одной из её многочисленных "внучек". Допуск буксиров регламентируется "Руководством по обработке судов на морском терминале". По мнению УФАС, оно подходит только двух упомянутых буксирных компаний — если коротко, дело в технических нюансах буксиров. В ответ на претензии порт принял новую версию "Руководства". Она отличается от первой в 15 местах, и каждое отличие, по мнению УФАС, меняет суть не более, чем разные оттенки серого.

В 2017 году на диспозицию с доступом в порт написала жалобу в областное УФАС компания ООО "Роснефтефлот", принадлежащая "Роснефти". Мол, наши буксиры не хуже, мы тоже хотим предложить судовладельцам услуги - отмените "Руководство". Так в маленьком приморском порту началось бизнес-противостояние между тяжеловесами - "Транснефтью" Николая Токарева (между прочим, имеет звание генерал-майора ФСБ) и "Роснефтью" Игоря Сечина. Пару лет назад 47news описывал начало боевых действий. Тогда, правда, ПТП принадлежало не только "Транснефти", но и опальным братьям Зиявудину и Магомеду Магомедовым.

Братьев в Приморске давно уже нет, а спор есть. Антимонопольное ведомство 6 раз выносило решения, отменяющие "Руководство", и 6 раз "Приморский торговый порт" пытался их оспорить. Самый яркий эпизод был в прошлом году, когда УФАС оштрафовало ПТП на 215 млн рублей. Но в суде устояло 185 млн. Штраф не заплачен - процесс на стадии Верховного суда.

Если о том, за какой пирог спор, то в 2002 году "Союзфлот Порт" заказал 4 буксира, стоимостью 7 млн евро каждый. В 2004 году они вошли в акваторию приморского порта. Срок окупаемости, по мнению представителей бизнес-сообщества - три с половиной года. Так что с 2008-го они благополучно приносят прибыль. Участники рынка оценивают её примерно в 4 млн евро в год при примерном общем обороте в 8 млн евро. 200-миллионный штраф в рублях, что равно 2,4 млн евро по нынешнему курсу, с этими суммами, в какой-то степени, сопоставим. Но судебные процессы длятся годами, поэтому сравнивать доход от бизнеса надо с зарплатами штатных юристов, а они всё же далеки от миллионов евро в год.

Отметим, что "Руководство по обработке судов на морском терминале" - документ, состоящий из десятков страниц. Теоретически он может издаваться раз в год с изменениями в несколько букв. Формально получится новый документ, на который ежегодно может жаловаться "Роснефтефлот" или кто-то ещё, на основании чего антимонопольное ведомство может выносить решения о штрафе. Впрочем, эти решения вступят в законную силу и качественно улучшат показатели работы областного УФАС.

Так ли это, 47news спросил у заместителя начальника УФАС Ленобласти Руслана Абейдуллина.

- Мы прекрасно понимаем, что за конкретными решениями стоят конкретные люди, и эти люди должны покинуть свои руководящие посты. В прошлом году мы подавали в арбитраж на дисквалификацию генерального директора "Приморского торгового порта", но суд ограничился штрафом, - сообщил он.

Чиновник понимает, что без одобрения "Транснефти" происходящее было бы невозможно — но отсутствуют юридические механизмы, которые позволили бы региональному антимонопольному ведомству воздействовать на большую "Транснефть". Абейдуллин полагает, что соответствующее решение должно быть принято на уровне ФАС России - тем более, что аналогичное недопонимание с региональным ФАС имеется у прямого владельца ПТП - ПАО "Новороссийский морской торговый порт" в акватории Черного моря.

47news связался с пресс-секретарем "Роснефти" Михаилом Леонтьевым - интересно же узнать, каким видится развитие этой истории представителю стороны, рвущейся в порт.

- Вы знаете, юридические вещи достаточно тонкие, мы сами таких комментариев давать не можем. Вы нам пришлите запросик, мы с юристами согласуем, и если будем готовы дать комментарий, то дадим, - дипломатично, но как-то по-домашнему ответил Леонтьев.

Запросик отправили - ждём.

Автор попытался выяснить позицию Администрации морских портов Балтийского моря. Она отвечает за всё, что происходит в нашей акватории. 47news спросил руководителя ведомства Петра Паринова, как он видит дальнейшее развитие событий и пытается ли повлиять на них.

- Огромное спасибо, до свиданья. Я в Новороссийске, мы здесь говорим с народом…, - заявил Петр Петрович, как только услышал, что беспокоит журналист.

Гендиректор "Приморского торгового порта" Сергей Волынец тоже поскромничал: "Извините, я занят…".

"Транснефть" от прессы не прячется, её позицию изложил пресс-секретарь компании Игорь Демин:

- ...Суд принимает решения, ФАС не соглашается. Я не знаю, почему ФАС так ведет себя. ФАС пытается, насколько я понимаю, продавить свою точку зрения, но суд принимает решения часто в нашу пользу. ...Лучше адвоката я точно не скажу. Вот написать вы можете лучше адвоката - это правда, - сказал Игорь Демин автору статьи.

Показалось, что "Транснефть" не скрывает оптимизма.

Лев Годованник для 47news

Справка:

ООО "Приморский торговый порт" полностью принадлежит ПАО "Новороссийский морской торговый порт", основным владельцем которого "СПАРК-Интерфакс" называет "Транснефть" и подконтрольные ей структуры. 20% акций НМТП записаны на Росимущество. Уставный капитал ПТП составляет 3 млн рублей. ПТП является единственным оператором морского порта Приморск, который в первом полугодии 2020 года показал грузооборот в 29,5 млн тонн (20,3 млн тонн перевалка нефти и 9,2 млн тонн - нефтепродуктов). Доля приморского порта в грузообороте всех российских портов Балтийского моря (127,9 млн тонн) составила в первом полугодии 23%.