Уже экс-руководитель ЛОЭСК Симонов приоткрыл, как покупали его компанию. Ее собирались проглотить Россети, еще претендует Сабадаш, а Трабер взял и принес 8 живых миллиардов.

ЛОЭСК сменил гендиректора. Компанию возглавил человек из команды Ильи Трабера, сменивший 47-летнего Дмитрия Симонова, кто руководил последние 5 лет, а занимался финансами там лет 15. 47news уговаривал Симонова: "Вам теперь можно говорить".

ЛОЭСК - вторая по величине ресурсоснабжающая компания Ленобласти с долей рынка около 30%. Частных энергетических предприятий сопоставимого размера в России немного: в Кемерово, Иркутске, Самаре, Курске и Карелии. Первая же в Петербурге и Ленобласти - исторически Ленэнерго. Стоимость чистых активов ЛОЭСК на март оценивалась в 11 млрд 777 млн рублей. Оборот за 2019 год составил 8 млрд, чистая прибыль - 1,5 млрд.

- Всех интересует, правда ли Илья Трабер взял в банке 6 млрд, добавил два и заплатил за покупку ЛОЭСК?

- Да, это живые деньги. Более комментировать не могу.

По данным 47news, кредит выдан под личное поручительство влиятельного бизнесмена Трабера и его партнёров: Рамиса Дебердеева, Артёма Бегуна, Андрея Сизова и Владимира Даниленко.

- Часть получили вы как один из двух собственников? – спросил журналист, чуть не добавив – "кэшем?"

- Да.

- Вы уж извините, но на что потратите?

- Часть ушла на погашение моих векселей при покупке доли ЛОЭСК. Это миллиарды во множественном числе.

- Если точнее, то сколько?

- Вы уж извините, не скажу.

- Как вы оказались в ЛОЭСК?

- В 2006 году позвонил Вадим Сердюков (сын экс-губернатора Валерия Сердюкова), я с ним познакомился в первый свой заход в Петербург (читай ниже генезис). Предложил стать замдиректора по финансам в ЛОЭСК. Тогда в каждом районе Ленобласти был свой МУП “Горэлектросети”. Нужно было убедить каждого директора МУПа и местную администрацию заключить с ЛОЭСК договор аренды. Противодействие было практически везде, кормились же все с подключений.

- Собирание из-под палки?

- Да, - с улыбкой согласился Симонов. - Помогал административный ресурс губернатора Сердюкова. Это же его идея собрать местные сети в одну компанию. Как сейчас происходит с единым водоканалом Ленобласти. Состояние сетей было жуткое - подстанции с трещинами в стенах, крыши текут, кабель гниёт, оборудование советское и давно выработало ресурс.

- Ленэнерго было рядом?

- Ленэнерго эти сети не интересовали, мелочь. Так исторически сложилось.

- На какие деньги было выкуплено имущество МУПов?

- С 2006 по 2013 годы мы взяли кредитов в Сбербанке на 6 млрд. Все средства исключительно под мою подпись, без залогов и поручительств.

- Откуда такая безответная щедрость?

- Я умел переводить нужды энергетиков на язык банкиров. И сам из них.

- Сабадаш купил в 2014 году ЛОЭСК или не купил? В начале 2021 года, кстати, выходит из колонии.

Александр Сабадаш задержан в мае 2014 года по обвинению в попытке незаконного возмещения НДС на сумму 1,8 млрд рублей. В марте 2015-го отправлен в колонию на шесть лет. В октябре 2017 года суд признал Сабадаша виновным по делу о выводе средств из банка "Таврический" .

- Предварительный договор был. И аванс векселем тоже, но физически я его не получал, а фактически он был возвращён - мы закрыли долги перед девелоперами, которые компания Сабадаша “УСК” насобирала под строящуюся подстанцию, а деньги пустила на покупку доли в ЛОЭСК. Закрыли встречные однородные требования. Акт приёмки-передачи векселя, который я подписал, остался у них. Я про него просто забыл.

Предварительная договорённость о покупке 75% ЛОЭСК была достигнута весной 2014 года между Сабадашем и бенефициарами ЛОЭСК Юрием и Евгением Бобылёвыми. Стороны оценили пакет в 3 млрд рублей. В качестве обеспечительного платежа покупатель перевёл продавцу 1 млрд рублей задатка на счёт номинального владельца 75% акций ЛОЭСК Дмитрия Слепова. Но сделка не была закрыта.

- Слабая позиция для суда, вам не кажется?

- Все тогда верили друг другу на слово. Всё очень быстро развивалось. Сабадаша арестовали, банк “Таврический” начал падать, Сбербанк грозил отказать в перекредитовании. Там сказали, либо ты и Вадим Малык (компаньон Вадима Сердюкова - ред.) становитесь во главе и отвечаете, либо никаких денег. Это означало, что ЛОЭСК продержался бы максимум полгода. В итоге, собственниками стали я и Малык.

- Когда пошли претензии на отыгрывание сделки назад?

- Когда компания стала приносить прибыль. Года с 2018-го. До этого тяжёлые времена были. Комитет по тарифам нас поджимал, кредитная нагрузка большая, но выкрутились. Мне в Москве приходилось под сумасшедший процент кредитоваться, чтобы рассчитаться с подрядчиками.

- По тяжбе с структурами Сабадаша на 25% ЛОЭСК наложены обеспечительные меры. Эта же диспозиция перешла покупателям?

- Да, это так. Наложен запрет на распоряжение 25% акций.

- На рынке не раз муссировались слухи о поглощении ЛОЭСКа Ленэнерго, то есть Россетями. Можете внести ясность?

- Теперь уже могу. Были переговоры весной 2017-го с бывшим руководителем Ленэнерго Бердниковым и директором Россетей Бударгиным. Договорились оценить компанию. Наняли одну из четвёрки мировых - KPMG. Те оценили в 11 млрд, то есть наша доля 75% стоила 8,2 млрд (нерешающие 25% у правительства Ленобласти - ред.). В сентябре 2017-го на Россети встал Павел Ливинский, а следом Ленэнерго возглавил Андрей Рюмин. Мы услышали ответ - вы столько не стоите. Стоите 3 млрд. Но это смешно.

- А дальше?

- Дальше Ленэнерго стало говорить, что получает меньше денег. Якобы из-за лояльной к ЛОЭСК позиции правительства Ленобласти. Мы отвечали, что, во-первых, у нас модель регулирования другая, во-вторых, мы сами с комитетом по тарифам судимся из-за того, что показатель необходимой валовой выручки режут. Ну а почему те же девелоперы ЛОЭСК предпочитают, так это не к нам. Я вообще думаю, что ЛОЭСК как красная тряпка. Выдумали дракона, каким пугают крестьян. Мол, вот, его кормить надо, чтобы не напал, именно поэтому у нас денег не хватает.

- Намекаете на давление? С каких сторон?

- Давление было, но откуда, я пока не готов говорить. Кстати, через силовиков это было делать бесполезно - у нас отчётность белее белого.

- Откуда такой интерес к ЛОЭСК?

- Может, думают, что если такая прибыль хорошая, то сколько же там воруют? (с 2015 года прибыль от 1,5 до 3 млрд - ред.) Наша задача построить больше за меньшие деньги и до объекта, взяв сети на баланс. Так растёт капитализация. Деньги в кассу - сети в массы. У Ленэнерго иной подход - вот подстанция - подключайтесь.

- Вы купили ресурсоснабжающую компанию РЭС в Петербурге. Небольшая вроде. Зачем?

- Ну как сказать. У неё отличная современная подстанция, к которой можно подключать застройку в районе Московского проспекта и Шушар. Тема будущего.

- Как вам гендиректор Ленэнерго Рюмин? Он, кстати, тоже москвич, тоже математик и руководил похожей на ЛОЭСК компанией в Москве.

- Адекватный, не заносчивый. Но на переговорах с ним тяжело, гнёт своё - почему, мол, мы должны вам помогать и подключать к своим мощностям? Я всегда отвечал, помогать нам не надо, вы по закону обязаны.

- Две крупные компании в регионе - это хорошо или не очень?

- Я всегда за конкуренцию, но без мелких. В области их два десятка и кто про них слышал.

- В диспозиции суда Ленэнерго за 18 млрд какова роль ЛОЭСКа? Не из-за этого вы ушли?

В арбитраже с начала июля рассматривается иск Ленэнерго к комитету финансов правительства Ленобласти на 17,4 млрд. По мнению энергетиков, это недополученные средства за сглаживание тарифа с 2011 года. ЛОЭСК в нём участвует в качестве третьей сторон.

- Мы сами судимся с правительством Ленобласти за 2,4 млрд. И мы первые заявились, значит, первые и должны получить. Судимся давно, так что нет, не из-за этого.

- Тогда почему новые собственники поменяли вас на Андрея Сизова? Заметим, бывшего главу того же Ленэнерго.

- Могу только предположить, что у нас разные подходы к управлению.

- Чем гордитесь?

- ЛОЭСК стала в четыре раза эффективнее при том же количестве людей, что в 2006 году. Все процессы автоматизированы. Бюджет верстается на год вплоть до 10 тысяч рублей плюс-минус.

- На жизнь осталось после продажи доли и расчёта по обязательствам?

- Конечно. Могу позволить себе не работать, но это скучно.

- Предложения были уже?

- Пока нет. Я никогда не писал резюме и не был на собеседованиях. Пригожусь.

На всякий случай, генезис Симонова:

- Вы же москвич?

- Подмосковье, Дубна. Мои товарищи постарше оттуда, окончили МГУ и к 95-му уже заработали на обменниках. Мне было 22, когда позвали заниматься ценными бумагами. В 97-м это выглядело так - садишься в самолёт с несколькими сотнями тысяч долларов в рублёвом эквиваленте и летишь в Тюмень. Там даёшь объявление, и нефтяники начинают приносить акции “Газпрома”.

- Как в Петербурге оказались?

- Тогда же мы купили банк - по сути, печать и лицензию. После августа 98-го расчёты между крупными банками встали. Но нам коммерсанты доверяли, вечером привозили кэш, мы паковали, а утром в броневик и в расчётный центр ЦБ. С тех пор понял, кормит только репутация. Иностранные счета смешно открывал - с переводчиком в руках разослал письма в Японию, США и Европу. Банк наш назывался “Русич Центр банк”. Первое слово терялось - читалось “Центр Банк” России. Очень уважительно ответили, счета были открыты ещё до получения лицензии Центробанка. А в 2000-м поехал в Петербург открывать филиал. Помню, в поезде поел и траванулся. Смешное впечатление от города.

- Так из банкиров в энергетику и прыгнули?

- Нет, сначала директором совхоза поработал.

- Это метафора?

- Если бы. В 2003 тема пошла у банкиров - скупать паи в совхозах под Москвой. Машина с деньгами, выездной нотариус и поехали. В деревнях нищета, даже безграмотных встречал. Платили мы 80 тысяч рублей за пай, то есть 3,5 тысячи долларов. Я даже в местном ДК выступал. Красные директора противились, но для местных такие деньги - космос. К нам даже учитель из школы прибегал, детей на уроках тошнило от “Сникерсов” после того, как родители деньги получали. Работали с утра и до вечера. Пили мы тоже с утра, там такой запах навоза стоял, словами не описать. Те же, кто приходил - пили всю жизнь. Смотрю в паспорт - мой ровесник, а на вид старик. Один совхоз взяли, принялись за второй. Но пошло давление от мэра местного городка, не сдавать банкирам. Директор сбежал, я стал у руля. Работал тогда так - четыре дня в банке, в среду в совхоз.

- Картинка хищная получается.

- Бизнес вообще не школа гуманизма. Но здесь не так. Совхозы по давним советским лекалам нарезались. Даже с технологиями 90-х сотни гектар не требовалось. Сам совхоз мы сохраняли, это требование законодательства, платили налоги, покупали оборудование и запчасти. Трактористов из Ставрополья привозили помню, местные спились все. Всё было крайне неэффективно, молоко портилось, не доезжая до завода. Я надои поднял с 8 до 14 литров. Первым получил кредит “Россельхозбанка” на переоснащение сельхозпредприятий. Матерые животноводы смотрели с удивлением, что это за пацан пришёл. Как-то мне пожаловались на воровство силоса. Приехал. На мне итальянский костюм, “Мерседес” купе небесного цвета. Походил по дворам, всё выяснил, но костюм и туфли выкинуть пришлось.

Все же журналист не прослезился. Есть сегодня у Симонова и новый костюм, и новые туфли. Сам видел.

Беседовал Виктор Смирнов,
47news