Сразу два решения арбитражного суда в конфликте между ООО "Приморский торговый порт" и Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области вступили в законную силу. Один процесс выиграл ПТП, другой - ФАС.

Генеральный директор "Приморского торгового порта" (входит в структуру "Транснефти" Николая Токарева) Сергей Волынец должен отменить утвержденное им "Руководство по обработке судов на морском терминале", эксплуатируемом ООО "ПТП" или исключить из него пункты, которые обязывают оказывающие буксирные услуги компании, не связанные с ПТП, исполнять Руководство. Такое решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области 4 августа вступило в законную силу.

Но областное Управление ФАС не имеет оснований привлекать ПТП к административной ответственности за навязывание буксирных услуг владельцам приходящих в приморский порт судов с помощью применения Руководства. Это решение первой инстанции вступило в законную силу 5 августа.

Оба судебных процесса связаны со спором из-за применения "Приморским торговым портом" Руководства в старой редакции - процессы начаты в 2019 году. В целом конфликт между ПТП и областным УФАС до недавнего времени включал в себя шесть процессов, основной из которых касается штрафа в 215 млн рублей, наложенного ведомством на компанию за нарушение антимонопольного законодательства. В пяти случаях ПТП проиграл, но ни в одном из судебных процессов не поставлена точка - они находятся в разных стадиях, включая Верховный суд.

Суть конфликта: по мнению антимонопольного ведомства, с помощью "Руководства по обработке судов на морском терминале", эксплуатируемом ООО "ПТП" создало такие условия, при которых буксирные услуги в порту Приморск могут оказывать только ООО "Союзпорт Флот" или ООО "Транснефть-Сервис", связанные с самим ПТП. Инициатором противостояния является АО "Роснефтефлот" (входит в структуру "Роснефти" Игоря Сечина), также претендующее на предоставление буксирных услуг. Особенность конфликта в том, что ООО "ПТП" является единственным оператором порта Приморск - вот почему в конфликте участвует ФАС. Оборот рынка буксирных услуг в приморском порту оценивается примерно в 8 млн евро в год.

22 июля областное УФАС сообщило о новом штрафе в 220 млн рублей за повторное нарушение антимонопольного законодательства - ПТП выпустил вторую версию Руководства, что привело к новой жалобе "Роснефтефлота". 4 и 10 августа Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области зарегистрировал ещё два исковых заявления ООО "Приморский торговый порт". Теперь компания ведет с областным УФАС 8 судебных процессов.

Справка

ООО "Приморский торговый порт" полностью принадлежит ПАО "Новороссийский морской торговый порт", основным владельцем которого "СПАРК-Интерфакс" называет "Транснефть" и подконтрольные ей структуры. 20% акций НМТП записаны на Росимущество. Уставный капитал ПТП составляет 3 млн рублей. ПТП является единственным оператором морского порта Приморск, который в первом полугодии 2020 года показал грузооборот в 29,5 млн тонн (20,3 млн тонн - перевалка нефти и 9,2 млн тонн - нефтепродуктов). Доля приморского порта в грузообороте всех российских портов Балтийского моря (127,9 млн тонн) составила в первом полугодии 23%.