После разворота тысяч тонн отходов с МПБО-2 губернатор Дрозденко предложил окончательно решить вопрос с городским заводом. Осталось понять, как вице-Ильин уговорит полигоны, но уже заметно, кому ушли минусы замполпреда Потомского.

Глава региона Александр Дрозденко 19 августа заявил, что надеется в скором будущем получить гарантии от городских коллег на закрытие площадки МПБО-2 в Янино. Пока же Ленобласть должна разобраться, куда вывезти 42 тысячи тонн мусора, скопившихся на городском заводе, хотя формально к ним отношения не имеет.

Заметим, по документам и технологическим параметрам завод МПБО-2 не является полигоном. По факту - на его территории гора размером с многоэтажный дом, и она уже год гниёт. Какие процессы происходят внутри гигантского пирога – неясно, а содержание до конца не идентифицировано. Хотя в комитете по обращению с отходами настаивают, что на самом деле это чуть ли не безвредный грунт. Правда, у других ведомств иное мнение. Так, Росприроднадзор не раз говорил об опасности, Следственный комитет возбудил уголовное дело.

Для понимания, МПБО-2 - это государственное унитарное предприятие комитета имущественных отношений Смольного и является “спящим” мусорным регоператором города. Базируется на площадках в Янино и на Волхонском шоссе. В идеале завод должен сортировать мусор из города, извлекать полезные фракции и отправлять в Ленобласть только “хвосты”, снижая тем самым нагрузку на полигоны. Согласно территориальной схеме отходы из мегаполиса должны разделяться на два потока - с севера в Янино, с юга на Волхонку. По факту же, большая часть мусора едет напрямую в область.

Завод находится в плачевном финансовом положении - последние пять лет показывает убытки, в прошлом они составили 60 млн. Как говорят, к предприятию есть вопросы у налоговой, примерно на 80 млн рублей. Несмотря на такую диспозицию, власти Петербурга упорно ставят на МПБО-2. Связано это с  направлением, выбранным городом - как говорят, в Смольном считают, что регоператором может быть только госпредприятие.

Поэтому процесс переговоров о закрытии завода как таковом вряд ли пройдёт гладко. Скорее всего, в ближайшей перспективе будет обсуждаться, каким образом не допустить повторного накопления аномального объёма. Кстати, исходя из технологии, они не должны накапливаться. Генезис образования нынешней горы не секрет ни для кого на рынке. Мусор из города принимался по тарифу, который не подразумевал дальнейшее размещение на полигонах - его просто складывался во двор. При этом жители платили полную стоимость. Где разница, до сих пор неясно.  

Любопытно, что ни Следственный комитет, ни полиция, ни ФСБ пока не проявляют интереса к такой шараде. Тем временем, МПБО-2 относят к контуру интересов семьи замполпреда президента Вадима Потомского. В частности, замдиректора МПБО-2 работает кузен Потомского, Леон Багдасаров.

Если же пофантазировать и предположить, что в ближайшее время МПБО-2 будет закрыт, то проблемы в городе начнутся уже у малого и среднего бизнеса. Мусор, что всё-таки туда едет, по большей части образуют юрлица - офисы, кафе, рестораны. У каждого прописан лимит отходов и точка, куда их должны увозить. У перевозчиков тоже. Есть предположение, что, лишившись площадки под Петербургом, вряд ли кто-то захочет возить в отдалённые районы. По сути, закрытие МПБО-2 может вернуть рынок малых перевозчиков в дикие времена, когда большая часть ссыпалась в лес. Преимущественно под Всеволожском.    

Задача мусорного блока правительства Ленобласти — организовать вывоз отходов с МПБО-2 так, чтобы поток разделился на несколько частей. Александр Дрозденко дал задание распределить объем на восемь полигонов. По словам его подчинённых, ответственность должны взять как можно большее количество участников рынка, а не только регоператор "Управляющая компания по обращению с отходами".

Распределение будет непростым, ведь вариантов, куда везти мусор с МПБО-2, мягко говоря, немного. В Кингисеппе полигон закрыт. В Мшинской под Лугой тоже. В тосненском Куньголово мощности на исходе. В Волосово ограничены - власти заблокировали его расширение, да и население устраивало митинги. Всеволожская Северная Самарка” находится под пристальным вниманием активистов и ранее категорически отказывалась от приёма с МПБО-2. Гатчинский “Новый Свет” также против, там заявляли, что такая вонь им не нужна. Полигоны под волховским Пупышево, приозерским Тракторном и подпорожских Гоморовичах небольшие и предназначены под местные нужды.  Полигон под Киришами испытывает сложности с надзорными органами. Самарка под Всеволожском занимается строяком, и хозяин её нелюдим. Часть может принять полигон в Лепсари под Всеволожском. Ну и Сланцы, в которые уже пообещали более 5 тысяч тонн не возить.

Сколько, где и какой мусор размещается, решает регоператор Ленобласти, “Управляющая компания по обращению с отходами". Ей же принадлежит часть из них. В принципе, волевым административным решением, теоретически возможно раскидать по ним объём МПБО-2.

Не секрет, что победитель конкурса, самарская компания “Транс-Эко”, провела переговоры и со всеми частными полигонами, но везде отказали. Теперь же очевидно пройдёт новый раунд переговоров, но насколько он затянется, неизвестно. На Суворовском говорят, совещание планируется на следующей неделе.

По словам одного из профильных бизнесменов, ещё вопрос - кто будет собирать бизнес.

- По идее Ильин (вице-губернатор по безопасности - ред.) и настойчиво, скажем так, рекомендовать. Должны поучаствовать и городские власти, - полагает собеседник.    

Здесь отметим, что, несмотря на декларации, во взаимоотношениях чиновников города и области по теме обращения с отходами наблюдается абсолютный штиль. Этого пункта нет даже в повестке совещания координационного совета Петербурга и Ленобласти, назначенного на 20 августа. Хотя, казалось бы, самое время.

При этом Михаилу Ильину похвастаться за семь месяцев работы нечем. Председатель комитета по обращению с отходами Пименов пассивен и реагирует на неприятности постфактум. Не исключено, что не по своей воле. Вице-губернатор Петербурга Николай Бондаренко игнорирует даже прокуроров и не приезжает на межведомственные совещания. Его аппарат парализован, мусором занимаются три человека вместо 28. Губернатор города Александр Беглов и вовсе ушёл в тень после прошлогоднего заявления о начале реформы. Выходит, что минусы от этой истории только у  Дрозденко.

47news связался с Михаилом Ильиным и спросил, куда поедет мусор с МПБО. Ильин выслушал вопрос. Он окончательно перестал ворчать (не то что раньше) и просто повесил трубку. Алексей Пименов хоть и ходит за Ильиным как котик, но самоизолировался от журналистов окончательно.  

Если же уровнем выше, то в непростой ситуации замполпреда Потомский - обращение с отходами в его зоне ответственности. Решить уже публичный вопрос пока не получется, наоборот, становится всё хуже. Уже и гарант в курсе мусорной эпопеи в родном Петербурге и Ленобласти.  При этом именно из полпредства шли настойчивые сигналы о необходимости скорейшего размещения мусора с МПБО-2 на полигонах Ленобласти. Сам Потомский не особо это скрывал. Получается же, область пошла на уступки и стала крайней.

Виктор Смирнов,
47news