Петербургская компания построит первый терминал по морской перевалке зерна в Новом Мурманске. Претензия - на 12% зернового экспорта. Во главе экс-вице-губернатор, позади РУОП, а для начала разговора 40 млн евро. Надо ли - уже не важно, это воля гаранта.

47news первым приоткрывает завесу тайны грузовой части проекта "Новый Мурманск". О его старте заявил на днях губернатор Мурманской области Андрей Чибис. Произошло это после подписания соглашения о федеральном финансировании проекта с Фондом развития Дальнего Востока и Арктики, сообщал ТАСС. Фонд вложит в "Новый Мурманск" 5 млрд рублей.

В региональном министерстве информационной политики 31 августа сообщили автору: в портовой зоне рядом со станцией Мурманск Центральный планируется строительство терминала для морской перевалки зерна, который включит в себя причальные сооружения, складские комплексы и железную дорогу. Терминал будет принимать зерно, хранить его и перегружать на суда. В обратную сторону пойдут генеральные грузы с дальнейшей отправкой их железной дорогой или фурами. Планируется возвести пункт таможенного досмотра.

Там же рассказали, что основные направления экспорта зерна с будущего терминала - Западная и Южная Африка, а мощность комплекса составит 5 млн тонн в год. Проект будет реализовывать "Мурманская стивидорная компания". По данным СПАРК-Интерфакс, компания зарегистрирована в Петербурге. Основным владельцем, через несколько юрлиц, выступает бизнесмен из Подмосковья Кирилл Виноградов.

Заявленные в "Новом Мурманске" 5 млн тонн зерна в год - это пятикратное увеличение экспорта продукта через порты Северо-Запада и перетягивание около 12% объема этого вида российского экспорта в наши края относительно сегодняшнего положения дел. Или где-то треть того, что должно появиться на балтийском побережье в соответствии с планами.

По данным СПАРК-Интерфакс, "МСК" зарегистрирована в 2014 году в Мурманске, а в мае 2020-го изменила адрес на помещение в доме на проспекте Стачек в Петербурге. Основным видом деятельности указано "Хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки". С 2016 года 75% долей МСК принадлежат московскому ООО "ИнвестПроектЛимитед", остальные доли записаны на саму МСК. Весной 2020 года владельцем "ИнвестПроектЛимитед" через цепочку юридических лиц стал Виноградов, тогда же фирму возглавил Алексей Тюкавин.

По словам пресс-службы правительства Мурманской области, компании принадлежит участок земли на берегу Кольского залива, где раньше располагалась судоверфь - от неё остались доки, причалы и здания цехов.

Фото: предоставлено предпринимателем Андреем Дубинским

"ИнвестПроектЛимитед" изрядно поболтало - она многократно переходила из рук в руки, умудрилась даже попасть в неприятную историю в качестве совладельца белгородской авиакомпании "Центр-Юг", которую "Ъ" в 2015 году отрекомендовал как грубого нарушителя требований воздушного законодательства. Незадолго до того, как Кирилл Виноградов стал полноценным владельцем "ИнвестПроектЛимитед" руководить ею стала управляющая компания с грозной в прошлом аббревиатурой РУОП и скучной расшифровкой "Районное управление по обслуживанию помещений".

Самой медийной персоной во всей тусовке, конечно же, является возглавляющий "Мурманскую стивидорную компанию" индивидуальный предприниматель Алексей Тюкавин. До прошлого марта он был первым заместителем бывшего губернатора Мурманской области Марины Ковтун. Нынешний Андрей Чибис избавился от него сразу после своего назначения ещё в статусе врио. Но Тюкавин кажется знает, как построить морской терминал - до кресла чиновника он возглавлял ОАО "Архангельский морской торговый порт".

В качестве представителя "Мурманской стивидорной компании", готового прокомментировать проект, в аппарате мурманского губернатора рекомендовали бизнесмена Андрея Дубинского. Он представился собственником портовой инфраструктуры, на базе которой планируется реализация проекта "Новый Мурманск". По словам Дубинского, компания действует в канве программы о развитии Арктики и Северного морского пути, а также отвечает за консолидацию сторон, заинтересованных в запуске универсального терминала. Его основная цель - обеспечение Северного завоза и перевалке экспортной сельхозпродукции.

- Объем инвестиций будет определён после окончания проектных работ. Ориентировочная цифра для первого этапа - около 40 млн евро. Инвесторы подписали предварительное соглашение с Фондом развития Дальнего Востока и Арктики. Была создана рабочая группа с участием РЖД и других потенциальных партнёров проекта. Поставщики сельхозпродукции планируются из центрально-черноземных районов России, и другие, проходящие по логистике. Для инвесторов границы терминала вошли в территорию опережающего развития с льготным налоговым режимом, - сообщил Дубинский.

По его словам, реализация проекта займёт три года. Первый уйдет на предпроектные и проектные работы, второй на поставку оборудования и подготовительные работы, третий на монтаж и запуск комплекса.

Остается добавить, что за последние полгода объем экспорта зерновых через российские порты Балтийского моря сократился примерно на 40% (315 тысяч тонн против 545 тысяч в первом полугодии 2019 года). Директор аналитического центра "СовЭкон" Андрей Сизов полагает, что в сравнении с общероссийским масштабом экспорта зерна такое снижение не стоит воспринимать всерьез. По его мнению, балтийские порты перспективны в качестве направления российского зернового экспорта. К арктическому направлению у эксперта иное отношение. Сизов видит в проекте терминала в Мурманске не более, чем политику в русле пожелания президента о развитии Северного морского пути. По словам собеседника, реальные перспективы сомнительны.

Лев Годованник
для 47news

Зерно:

Экспорт зерна из России - около 40 млн тонн, меньше миллиона из которых вывозится через порты Балтийского моря. Арктические порты в 2019 году не перевалили ни одного килограмма зерна, на Балтике из 845 тысяч тонн около 580 тысяч перевалили в Калининграде, остальное - в Большом порту Санкт-Петербург - пять компаний и по чуть-чуть. Самую большую долю этого "чуть-чуть" - около 180 тысяч тонн - взял на себя "Балтийский судомеханический завод", где совладелец Илья Трабер.

Проще говоря, сегодня такой вид бизнеса как морская перевалка зерна в СЗФО практически отсутствует. Зато, как водится, много перспективных планов. 5 млн тонн в год собирается переваливать в Приморске Илья Трабер, ещё 8 млн тонн заявляет "Новотранс" Константина Гончарова в Усть-Луге. Зерновой терминал хочет построить и "Содружество" Александра Луценко в бухте Батарейная.

Справка:

Проект "Новый Мурманск" предложен губернатором региона Андреем Чибисом и поддержан президентом Путиным. Подразумевает строительство на берегу Кольского залива Арктического научно-образовательного центра, в комплексе которого запланировано возвести также конгресс-центр, гостиничный комплекс, офисный комплекс, современное жилье и терминал для морской перевалки грузов.