Ровно месяц остался у министра транспорта Дитриха и главы РЖД Белозерова, чтобы помириться с Минобороны и найти деньги на 85 километров железных дорог в порты Балтики.

Бесконечный спор о трассировке будущего Северо-Восточного железнодорожного обхода Петербурга должен завершиться 1 ноября 2020 года. Такое поручение дал вице-премьер Марат Хуснуллин Минтрансу и Минобороны на прошедшем 25 сентября заседании координационного совета по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти.

Северо-Восточный железнодорожный обход Петербурга предполагает строительство ветки, предположительно, от станции Павлово-на-Неве до Орехово протяженностью 85 километров. Оттуда грузовые составы могут доставлять товар в порты северного побережья Финского залива - российские Высоцк и Приморск, которые в основном специализируется на перевалке угля и нефтепродуктов - и финские порты. Сегодня грузопоток идет через Петербург – он захватывает станции Заневский Пост, Ржевка и Ручьи и выходит на север в сторону Лосево.

В редакцию 47news попал протокол мероприятия, где записаны эти слова с указанием ответственного лица -  министра транспорта Евгения Дитриха.

Кажется, перед нами последняя попытка правительства помирить транспортников и военных, которые уже на протяжении нескольких лет не могут договориться о простейшем - о месте, где следует проложить железнодорожный путь севернее Невы. До сих пор им это не удавалось - в июне заместитель главкома ВМФ России Виктор Астапов в очередной раз зарубил проект, объяснив это тем, что расположенные в тех краях пушки во время учебных стрельб могут случайно шарахнуть по какому-нибудь невовремя оказавшемуся составу. Попытки транспортников возразить, что там же проходит магистральный газопровод и автомобильная дорога А-120 вполне общего пользования, ни к чему не привели. Нет и баста.

Срок в месяц и ответственный в ранге министра, надо полагать, поставят точку бесконечному спору - в противном случае вопрос останется решать лично верховному главнокомандующему. Это же его идея забрать все грузы из прибалтийских портов и направить их в наши на той же Балтике. Чтобы такое случилось, нужно эти порты построить, но строить имеет смысл лишь в том случае, если там окажутся железные дороги с достаточным запасом пропускной способности. Для того и нужен Северо-Восточный железнодорожный обход, который соединит Павлово-на-Неве с Орехово, минуя жилые кварталы Петербурга и всеволожскую застройку.

Фактически, речь идет о железнодорожном обеспечении портов Высоцк и Приморск, где планируется активное строительство новых терминалов, самый крупный из которых строит ООО "Приморский УПК", принадлежащий Илье Траберу и его компаньонам.

По данным 47news, по планам развитие грузовых потоков по железной дороге на данном участке будет происходить в несколько этапов. На сегодняшний день для обеспечения необходимой пропускной способности железнодорожной инфраструктуры для доставки грузов в порт по согласованию с ОАО "РЖД" уже выполнены предпроектные проработки (обоснование инвестиций) по реконструкции существующей железнодорожной инфраструктуры на участке Выборг-Матросово-Приморск-Ермилово. Нерешенным остается вопрос с Северо-Восточным железнодорожным обходом. Но это 85 километров, которые должны где-то пройти.

На том же координационном совете Марат Хуснуллин дал еще одно поручение уже другой высокопоставленной персоне - главе "Российских железных дорог" Олегу Белозерову предложено определить источники финансирования строительства СВЖО - и тоже до 1 ноября, и доложить вице-премьеру. Такое поручение - совсем уж соль на рану. Долгое время РЖД тянули с реализацией проекта как раз из-за желания сэкономить. Там всё норовили расширить нынешний путь, который проходит через Ладожский вокзал и жилые кварталы Калининского и Красногвардейского районов Петербурга.  

Если все будет так, как написано, то останется определиться лишь с мостом через Неву - это еще одно слабое место Северо-Восточного железнодорожного обхода, потому что нынешний Кузьминский мост, что рядом с Павлово-на-Неве, к обеспечению грузами Высоцка и Приморска после появления там новых терминалов явно не готов.

В РЖД и тут решили сэкономить - "Ленгипротранс" спроектировал мост по минимуму с надводной высотой 17 метров, что, в принципе, соответствует ГОСТу, но не совсем соответствует реальности. ФГБУ "Администрация Волго-Балт" (подведомственно Минтрансу) в минувшем июне завернула и этот проект, разъяснив авторам, что мост строится не на пару месяцев, а суда могут становиться больше, в связи с чем хорошо бы предусмотреть некий запас. Позже, правда, здравый смысл победил, и "Ленгипротранса" попросили подготовить два новых проекта моста - монолитного с надводной высотой 30 метров и разводного. В обоих случаях там смогут беспрепятственно проходить большие суда.

Координационный совет 25 сентября в данном проекте утвердил главное: правительство намерено вывести с территории Петербурга грузовые железнодорожные потоки в сторону портов северного побережья Балтийского моря.

Лев Годованник
для 47news