Отец-сиделец вспомнил о сыне через 30 лет и постучался с иском о пожизненном содержании. 47news разбирался, кто кого носил на плечах.
Сланцевский городской суд в пятницу, 9 октября, рассмотрит редкую семейную тяжбу. 57-летний Игорь Утяшев решил повесить свое содержание на своего 33-летнего сына Владимира Кодачигова. Несмотря на разные фамилии, они — кровные родственники, но в суде по вопросу взыскания алиментов встретятся первый раз с 90-х годов. Мать увезла четырехлетнего Вову, но родительских прав отца не лишила.
- Помню только, как он ругал меня и бил. Например, как-то купили цыплят, чтобы отвезти в деревню. Он пришел домой навеселе, и выкинул их из окна третьего этажа, а мне сказал: "Будешь много возникать, отправишься следом". Еще зимой отправил в магазин за трехлитровой банкой томатного сока. По дороге домой поскользнулся, упал, стекло разбилось. Он отлупил меня ремнем, как сидорову козу. И каждый раз, как забирал из садика, давал подзатыльники и порол. Я его родным отцом не считаю, - рассказал 47news Кодачигов.
Официально родители развелись в 1992 году. Через пару лет мама встретила другого.
- Отчим мне как родной отец, его я называю папой. С биологическим отцом связи не было никакой, он моей судьбой не интересовался. В семье о нем не говорили. Алименты, назначенные судом при разводе, он никогда не платил. К 2004 году образовался долг больше 30 тысяч рублей. Эту сумму еще лет десять вычитали из его пенсии по 500-600 рублей — копейки, - отметил он.
Утяшев в начале 2000-х успел повоевать по контракту в Таджикистане. Но даже не выходя на связь, смог добавить проблем сыну. После учебы в военном вузе Петербурга тот грезил карьерой сланцевского пограничника. Его развернули - выяснилось, что в мае 2012 года отца приговорили к четырем годам за тяжкие телесные, повлекшие смерть.
Когда Владимир женился, то избавился от своей фамилии, став Кодачиговым. В анкеты стал вписывать данные отчима.
Весной 2017-го Владимиру позвонили из "Транснефти" и предложили вакансию инженера-электроника в Великом Новгороде. Туда переезжали уже с маленьким сыном. Супруга устроилась в местную школу, спустя три года она — замдиректора. Доходы позволили, оформили ипотеку.
Летом 2020 года объявился отец. Разговорчивая старушка в Сланцах, которой он помог донести сумку на пятый этаж, рассказала об успехах Володи. А заодно выложила Утяшеву, где работает жена сына. Напуганная звонком неожиданного родственника, она передала телефон мужу, а тот через пару дней после разговора получил повестку в суд по алиментам.
- Название компании, где я работаю, все-таки на слуху. Так что он, видимо, решил заработать. Общались с ним пока только по телефону, он сказал: "Приезжай, поговорим, я давно никого не убивал". О ситуации пришлось рассказать жене. Она подала на развод, забрала сына. Сказала: "Неизвестно, какие у тебя еще секреты". Но отношения у нас остались нормальные. Сына периодически забираю, сам уже плачу алименты, выходит под 55 тысяч рублей в месяц, - добавил Кодачигов.
Требование Утяшева к сыну опирается на 87 статью Семейного кодекса. Согласно норме, совершеннолетние дети обязаны содержать и заботиться о нетрудоспособных родителях.
- Он действительно не принимал участия в воспитании и в содержании ребенка, с которого сейчас пытается взыскать алименты, не выполняя надлежащим образом родительские обязанности. Это подтвердим показаниями свидетелей, - обозначила позицию представитель Владимира Кодачигова Регина Никитенко.
По словам адвоката истца Валентины Масленниковой, доверитель не дал ей полномочий комментировать процесс. У самого Игоря Утяшева корреспондент тоже спросил.
- Я его каждый день в садик на шее носил, а потом мне его не давали. Бывшая жена каждый раз вызывала полицию. Алименты я платил, пока сыну не исполнилось 28 лет. Меня взбесило, что он сменил фамилию, сидит в суде и поливает меня помоями, - обиженно заметил он.
Право у отца с третьей группой инвалидности требовать алименты у сына, безусловно, есть, несмотря на моральную сложность ситуации, подчеркивает адвокат Евгений Тонков.
- Сам по себе иск может быть удовлетворен судом. В таких случаях в пользу истцов играет факт уплаты алиментов, в том числе и вычетов из пенсии. Во-первых, нужно очень внимательно изучить документы, на основе которых требуются алименты. Истцу, кстати, нужно объяснить, почему не может найти полноценный источник заработка, ведь третья группа инвалидности считается рабочей. Конечно, нужно серьезно выстраивать защиту. В первую очередь это доказательства неисполнения обязанности родителей: показания свидетелей, матери, ближайших родственников, знакомых. Факт судимости и отбывания легко подтвердить документами, поэтому его тоже можно считать хорошим аргументом, - отметил юрист.
Впрочем, какая разница, примерно ли такой мужчина сидел в тюрьме или в Кремле.
Андрей Карлов,
47news