Октябрьская железная дорога собирается согласовать обход Петербурга с юго-запада раньше Кремля. Но выглядеть это должно так, будто решила Ленобласть.

Последний фрагмент Юго-Западного железнодорожного обхода Петербурга должен составлять 8,25 километра, стоить 5 млрд рублей и проходить через Пениковское сельское поселение Ломоносовского района Ленобласти. Такую мысль, по данным 47news, руководители Октябрьской железной дороги постараются оформить в виде официальной позиции регионального правительства на совещании у вице-губернатора Михаила Москвина. Уже на этой неделе.

ЮЗЖО соединит железнодорожные ветки от Мги до Ивангорода и от Лигово до Лужской. Его северная часть подойдет к Бронке у станции Калище, а южная вольется в ветку на Мгу около Гатчины, что позволит убрать грузовые составы из Петродворцового района Петербурга, в частности, с территории, примыкающей к всемирно известным памятникам архитектуры в Стрельне и Петергофе. Будущий ЮЗЖО предполагает строительство 74 километров железной дороги примерно за 70 млрд рублей.

Ломоносовский район для ЮЗЖО ключевой - именно на его территории будет располагаться последний фрагмент обхода с отводами в сторону Усть-Луги и бухты Батарейная, если там появится морской терминал по перевалке зерна. Будущие отводы железнодорожники называют усами, и пока усы не выросли. ЮЗЖО предназначается для грузопотоков к морскому терминалу "Порт Бронка", принадлежащему ООО "Феникс" семьи бывшего руководителя ФСО Евгения Мурова.

Но исполняющего обязанности главного инженера ОЖД Виктора Иванова беспокоят вовсе не усы и даже не сам крупный проект. Настроение портит вице-премьер Марат Хуснуллин с его склонностью решать проблемы быстро, неожиданно и с возложением персональной ответственности. Так случилось пару недель назад, когда он поручил к 1 ноября найти деньги для второго крупного железнодорожного проекта Ленобласти - Северо-Восточного железнодорожного обхода. Ответственным за то, чтобы найти, назначен глава "Российских железных дорог" Олег Белозеров, а найти надо около 100 млрд рублей.

"Ребята, лучше, если трассировку Юго-Западного обхода выберем мы, потому что москвичи это сделают не так, как нам всем понравится, и к тому же потребуют настолько быстрого результата, что настроение испортится у всех", - примерно такую мысль Виктор Иванов адресовал на прошлой неделе главе Ломоносовской районной администрации Сергею Годову на совещании по согласованию ЮЖЗО.

И случилось необычное. Многолетние споры между железнодорожниками, проектировщиками и властями Гатчинского и Ломоносовского районов вдруг закончились. Гатчинская администрация согласовала трассировку примерно неделю назад, Сергей Годов с коллегами договорились с представителями ОЖД и "Ленгипротранса", по сведениям 47news, на днях. А это казалось самым сложным, потому что Ломоносовский район ближе всех к Петербургу и Финскому заливу, там плотнее застройка, плюс усы для Усть-Луги и Батарейной - найти место для железки не так-то просто.

Руководители ОЖД теперь стремительны: 14-15 октября они собираются совещаться с вице-губернатором Михаилом Москвиным, чтобы всеобщее согласие на официальном бланке областного правительства в виде позиции региональной власти попало в Москву. Только так и не позже ни в коем случае - через пару недель Марат Хуснуллин собирается сделать с Юго-Западным обходом тоже самое, что сделал с Северо-Восточным. Олегу Белозерову, кажется, не избежать персональной ответственности за нахождение еще 73 млрд рублей к 1 декабря. Но он не хочет искать такую сумму за проект, который его не очень устраивает. 

Властям Пениковского поселения нравится синий вариант, когда железнодорожная ветка огибает Пеники большой дугой слева. 

- У нас тут уже построены дома, там будут построены ещё, давайте, возить грузы где-нибудь подальше, - предлагала на том же совещании местная власть. 
 - Да кто ж вам даст, - возражает ломоносовский глава Серей Годов, - там воинские части, Минобороны никогда не согласует.

Железнодорожники при таком диспуте криво улыбаются. Если военные вдруг такое согласуют, а Москва утвердит, ломоносовская часть ЮЗЖО растянется на 14,5 км и распухнет до 8,2 млрд рублей. 

Самый экономный вариант длится 5,5 км и весит 4 млрд, но он напрягает из-за нюансов. Самый короткий путь имеет перепады высот в 100 метров и плотную индивидуальную жилую застройку, включая самострой, так что, в перспективе, тоннели и социальная напряженность. Этот вариант на картах проектировщиков обозначен голубым, железнодорожники деликатно называют его бирюзовым или лазурным и, в принципе, соглашаются - как-то не очень.

Остановились на промежуточном фиолетовом варианте, который, кстати, позволит использовать фрагмент старой железнодорожной ветки. Его-то на днях и предстоит сделать официальной позицией правительства Ленинградской области.

В ОЖД в данном случае спешат не строить, а утвердить проект. Сам Юго-Западный обход должен появиться к 2030 году, это даже на пятилетку позже Северо-Восточного. Предполагается, что как раз к этому времени "Фениксу" станет не хватать пропускной способности железки в сторону Бронки, а Усть-Луга разрастется настолько, что и ей пригодятся новые рельсы.

Лев Годованник для 47news

P.S. 
Юго-Западный и Северо-Восточный железнодорожные обходы Петербурга предназначены для удобства доставки крупных партий грузов в российские порты Балтийского моря. Это позволит отказаться от экспорта наших грузов через порты Прибалтики, чего добивается Кремль. Нынешние железнодорожные пути к портам проходят через районы жилой застройки Петербурга и не обладают достаточной пропускной способностью, которая учитывала бы все заявленные планы по строительству морских терминалов.

ЮЗЖО, как мы уже писали, предназначен для перспективного обеспечения грузами порта Усть-Луга и терминалов в Бронке и бухте Батарейная. СВЖО ориентирован на порты Высоцк и Приморск, также имеющие масштабные планы развития.