"Северному потоку — 2" крышка, но "Газпрому" важен не результат. О судьбе крупнейших в регионе инвестпроектов 47news расспросил эксперта консалтингового агентства "РусЭнерджи" Михаила Крутихина.
17 октября министр иностранных дел Германии Хайко Маас заявил: "Я полагаю, что "Северный поток — 2" будет достроен. Вопрос в том, когда". 20 октября США расширили санкции против "Северного потока-2", направив их против компаний, которые будут предоставлять услуги или финансирование для судов, работающих над достройкой последнего незавершенного участка трубы протяженностью 160 км.
- Если глобально: "Северный поток — 2" будет или нет?
- Уверен, что нет - во всяком случае, в обозримой перспективе. Простой вопрос: кто решится бросить вызов американским санкциям? "Газпром"? Исключено, он сам попадет под эти санкции. Такое может позволить себе мелкая компания, которая отработает и исчезнет. Но я не знаю мелкой компании, располагающей судами-трубоукладчиками — таких попросту не существует. Ни одна компания в мире не решится послать свое судно для укладки газопровода на оставшиеся 160 км "Северного потока — 2". Правда сегодняшнего дня: "Северный поток — 2" накрылся медным тазом.
- Не похоже, чтобы "Газпром" отказался от проекта.
- И не дождётесь. Все последние действия "Газпрома" в этом направлении — демонстрация перед некомпетентным начальством: мол, мы стараемся. И это вопрос не экспорта газа, а освоения инвестиционного бюджета. Для экспорта газа первого "Северного потока", который тянется через тот же Финский залив, только не из Усть-Луги, а из Выборга в ту же Германию, вполне достаточно.
- Что-то слышно про план "Б"?
- Есть слабое подозрение, что где-то с середины "Северного потока — 2" трубу повернут к Калининграду, чтобы хоть как-то использовать. Но это пока на уровне рассуждений.
- Я имел в виду проект "Балтийский СПГ".
Проект "Балтийский СПГ" предполагает строительство в Усть-Луге завода по производству сжиженного природного газа и газохимического комплекса по производству полимеров. Оператором строительства завода СПГ выступает ООО "Русхимальянс", газохимическую часть собирается строить ООО "Балтийский химический комплекс". Крупные доли обеих компаний принадлежат "Русгаздобыче", контролируемой Артемом Оболенским. Проектная мощность производства СПГ - 13 млн тонн в год (для сравнения: в 2019 году весь российский экспорт СПГ составил 29 млн тонн). Запланированные инвестиции проекта - 900 млрд рублей.
- Очень странный проект. Известно же, что "Газпром" не в ладах с СПГ, это не совсем его профиль. Они провалили все такие проекты от Дальнего Востока до Ямальского полуострова, сроки запуска завода в Высоцке около КС "Портовая" переносятся уже сколько лет. Впрочем, нельзя исключать, что завод в Усть-Луге они в итоге построят. В конце концов, трубу, подведенную туда для "Северного потока — 2", надо же как-то использовать.
- Если же "Северный поток — 2" каким-то чудом достроится, "Балтийский СПГ" останется фантомом?
- Не обязательно. Пропускная способность "Северного потока — 2" — 55 млрд кубометров газа в год. Такова техническая возможность установленной в Усть-Луге компрессорной станции "Славянская" и подведенного к ней газопровода. Простой расчет показывает, что насыщение "Северного потока — 2" не оставляет газа для "Балтийского СПГ". Но, во-первых, существует так называемый Третий энергопакет Евросоюза, который ограничивает наполнение трубы одним поставщиком до 50%. Так что около 27 млрд кубометров газа в год может оставаться.
- Но Третий энергопакет ЕС, равно как и американские санкции, — явления временные. Если мы говорим о появлении "Северного потока — 2", значит, имеем в виду, что многое изменится.
- Конечно. Поэтому не будем забывать о любимом занятии "Газпрома" — освоении инвестиционного бюджета. Газотранспортные коридоры регулярно расширяются за счет строительства новых трубопроводов и новых компрессорных станций. Происходит это часто совсем не потому, что не хватает газа. Обратите внимание: работы по расширению таких коридоров поручаются компаниям, дружественным Кремлю, и в этом одна из задач "Газпрома" — отправлять деньги таким компаниям. А будет там газ или нет — вопрос совсем другой плоскости. Поэтому, в принципе, увеличивать мощность магистрали "Торжок - Усть-Луга" можно долго. Планировалось же отправлять из Бованенковского месторождения 135 млрд кубометров в год — эти планы еще не реализованы. Но действующий коридор из Бованенково в Торжок рассчитан только на два "Северных потока" — не больше. Если сфантазировать появление "Северного потока — 2" в ближайшие пару лет, то, скорее всего, "Балтийский СПГ" — фантом.
В годовом отчете ПАО "Газпром" за 2018 год сообщается о планах развития газотранспортных мощностей в направлении Усть-Луги до 84 млрд кубометров в год. В годовом отчете за 2019 год эти планы гораздо скромнее — 58,4 млрд. В пресс-службе "Газпрома" на редакционный запрос о максимальной проектной мощности КС "Славянская", которая будет распределять газ между "Северным потоком — 2" и "Балтийским СПГ", на момент подготовки публикации не ответили.
- Похоже, пока ни у кого нет четкого понимания, что именно сделает "Газпром" в Усть-Луге, и сделает ли вообще что-нибудь.
- Что-нибудь сделает. Меня больше удивляет газохимическая составляющая "Балтийского СПГ". Они собираются производить полимеры — этановую, пентан-гексановую фракции, углеводородный газ. Но такое невозможно сделать из газа, который в магистральном трубопроводе. Он так называемый "сухой" — с содержанием метана не меньше 95% — это требования всех экспортных контрактов. Полимеры же производят из "жирного" газа, в котором есть примеси — этан, бутан, пропан и прочие. Но его "высушивают" у месторождения и только потом отправляют в трубу. "Жирный" газ не гонят по магистрали — это технически сложно и вообще опасно. Откуда в Усть-Луге возьмется сырье для производства полимеров? Как они доставят его из Тюмени?
- Отсюда следует, что…
- Что "Газпром" на самом деле собирается строить не совсем то, что нам сейчас известно.
Кроме "Русхимальянса" о планах строительства в Усть-Луге заводов, требующих большое количество природного газа, заявили еще две компании. "САФМАР" Михаила Гуцериева планирует строить комплекс по производству метанола с инвестициями в 1 млрд евро, но проект приостановлен из-за пандемии. "Балтийская газохимическая компания", которую некоторое время назад стал контролировать предприниматель из Подмосковья Владимир Круглов, входящий в бизнес-конструкцию однокурсника российского президента Виктора Хмарина, собирается строить еще один метательный комплекс с инвестициями того же порядка - 1,5 млрд долларов.
На оба проекта потребуется около 3 млрд кубометров природного газа дополнительно к потребностям "Балтийского СПГ". Стоимость всех заявленных в Усть-Луге "газовых" проектов оценивается сегодня в 1,1 трлн рублей.
Лев Годованник
для 47news