Инициатива Ленобласти о кратном повышении штрафов для нелегалов с мусором натолкнулась на федеральный закон. Проблема уходит в 2021 год. 

Депутаты Законодательного собрания Ленинградской области 7 декабря в первом чтении проголосовали за законопроект "О регулировании обращения с отходами", внесённый губернатором Дрозденко. В проекте закона датой вступления в силу названо 1 января грядущего года. Впрочем, вряд ли получится. На сайте ЗакСа прошедшее заседание названо последним в этом году. Есть мнение, что до второго чтения депутаты дойдут в феврале.

Но медлительность в вопросах реформы по обращению с отходами уже не новость. В проекте закона, помимо модных штучек, вроде QR-кодов на мусоровозах, по-настоящему интересно кратное увеличение штрафов. Дело в том, что предлагаемые санкции превышают максимальные федеральные. Аргумент понятный — нелегальным перевозчикам нынешние штрафы, что семечки. Но с правовой точки сложно реализуемый. 

Для понимания пример: представьте, что в Ленобласти решили ввести штраф за выезд на встречную полосу не 5 тысяч рублей, как в "Кодексе об административных правонарушениях", а 50 тысяч. При этом на остальной территории России наказание останется прежним.  

Так, сегодня штраф с физлица с нелегальным мусором составляет от 3 до 5 тысяч рублей. Поэтому, если водитель представился частником, то сумма очень комфортная. Как сетовал на прошедшем заседании председатель комитета по госэконадзору Валерий Татаров, его подчинённые обзвонили полсотни сомнительных объявлений о вывозе отходов. Все берут от 600 до 2000 рублей за куб. Минимум в грузовик помещается 20 кубов. При средней цене в 1 тысячу рублей за кубометр перевозчик получает 20 тысяч рублей.

"Они легко расстаются с деньгами, потери заложены в цену. У нас нет других вариантов", — взывал чиновник. 

Штраф для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц сегодня составляет от 30 до 50 тысяч рублей. Тоже не велика секира для тех, кто живёт не одной ходкой. Для юрлиц посерьёзнее — от 300 до 500 тысяч. Но тут вопрос: кто же в здравом уме повезёт под своим честным именем.

Новелла губернатора Дрозденко предполагает штраф для физлиц от 50 до 100 тысяч рублей, для ИП и должностных лиц — от 500 до 900 тысяч, а для бизнеса — от 1 млн до 1,5 млн рублей. Действительно, цифры для нарушителей кислые, но как обойти федеральные вешки, всё равно неясно. Вариант есть — выступить с инициативой и внести в Госдуму законопроект о поправках в федеральное законодательство. Но пока Ленобласть этого не сделала. Если же решится, то реакция столицы процедурно будет точно не быстрой, а результат — непредсказуемым и, есть мнение, отрицательным. К тому же, насколько известно 47news, областной ЗакС такую инициативу не готовит.      

Против нововведений выступает прокуратура. Там, как обычно, мыслят не эмоциями, а сухими нормативами — раз у федералов такая планка, значит региону выше нельзя и баста. По данным нашего издания, свои возражения в письменном виде надзор готовит ко второму чтению. Кстати, прокуратура уже указала на несостыковки в проекте закона до первого чтения, они были учтены. Но вопрос штрафов принципиальный, область готова спорить, говорят профильные чиновники. Другой вопрос, что с аргументами не очень.

По словам председателя комитета по госэконадзору Валерия Татарова, он понимает, что законопроект противоречит федеральному законодательству в части штрафов.

- Я это знаю, но деваться нам некуда, —  говорит чиновник,

- Придётся обращаться к столичным коллегам.

- Работаем над этим, это единственный выход.

- Вы же в курсе, что быстро не получится?

- Конечно, понимаем, но что делать.

- И результат вашей инициативы не факт, что будет результативным.

- Знаю, но это же не только нам нужно, — правильно заглобалил чиновник.

- Почему могут отказать в Москве?

- Мы бьём по рукам нелегалам.

- Полагаете, в Москве окопалось их лобби?

- Нет (смеётся). Но люди разными интересами могут руководствоваться.

- Вы понимаете, что заседание ЗакСа последнее в этом году, и вы к 1 января с законом точно не успеете?

- Уже да. Я почему-то думал, что не последнее.

По словам собеседников в комитете по обращению с отходами, в нынешней правовой диспозиции поднять штрафы до желаемого — нереально.

Значит, опять всё откладывается.

Виктор Смирнов,
47news