Тренд декабря на маски-шоу переместился из ночных баров в морги Городского патологоанатомического бюро. Грешат на счетную палату и нового спецпредставителя губернатора.
По сведениям 47news, за последние дней десять сотрудники экономической полиции при поддержке спецназа побывали в пяти городских моргах, изъяли кипы документов и навели приличный шорох в похоронном бизнесе. Для индивидуальных бесед в форме объяснений были доставлены ритуальные агенты и санитары. Настроение лично испортили даже начальнику Городского патологоанатомического бюро (ГПАБ, под ведомством комитета по здравоохранению) Марине Майской.
Источники 47news полагают, что так проводится проверка по материалам, которые Контрольно-счетная палата Петербурга предоставила в ГУ МВД после весеннего изучения деятельности ГПАБ "за 2018-2019 годы и истекший период 2020 года", как указано на сайте КСП. Аудиторы палаты расписали нарушения на 120 страницах, только исчисляемые в деньгах оценили более, чем в 150 млн рублей, не говоря уж о нарушениях финансовой дисциплины.
- Пока не очень понимаю, в чем дело. Нам не объясняют. Но это беспокоит - работать не дают, - говорит Марина Майская.
- Не связано ли происходящее с весенней проверкой КСП?
- Возможно. Но проверка прошла, план мероприятий по исправлению недостатков согласован - что я еще могу сказать?
В пресс-службе ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области заявили: "Подтверждаем факт проведения проверочных мероприятий, но воздержимся от детализации. Данные проверочные мероприятия прошли объективно, всесторонне, с правильным процессуальным решением".
Источники 47news рассказали о визитах силовиков в пять из восьми моргов ГПАБ - это морги городской больницы №2 на Учебном, №3 на Вавилова, Покровской больницы на Васильевском острове, больницы Святого Георгия на Северном и больницы №26 на Костюшко.
Молва связывает ритуальных агентов, работающих в подвергшихся усиленному вниманию моргах, с бизнес-группой, главой которой называют президента Ассоциации предприятий похоронной отрасли Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона Валерия Ларькина. В 2016 году "Деловой Петербург" включил его в рейтинг миллиардеров под номером 206 (следующим номером значился сын главы Совета Федерации Сергей Матвиенко).
Неперсонифицированная позиция внутри бизнес-группы: мы же говорили - началось. "Мы же говорили" - это про неожиданное появление в ноябре в роли специального представителя губернатора Петербурга бывшего в 90-х заместителем директора ГУП "Ритуальные услуги" Сергея Смирнова. Новое назначение вызвало натуральный переполох, причем, в очень необычном формате.
В бизнес-группе Валерия Ларькина были возмущены в высшей степени, и возмущение это охотно транслировали многочисленные сайты в интернете. Правда, сам Ларькин прокомментировал появление в Смольном нового спецпредставителя весьма сдержанно.
"Я не могу обсуждать решения, принятые руководством города - у меня нет таких полномочий. Не знаю, что это за должность, а фантазировать на эту тему мне бы не хотелось… У нас, в принципе, не было еще опыта взаимодействия на этом уровне… я не могу предположить … что может последовать… Будет видно со временем, что, для чего и почему. У меня понимания происходящего нет… Структура, которая сейчас на рынке работает - много организаций, много людей - выстраивалась не один год… Мне кажется, ситуация достаточно неплохая на сегодня, даже в сравнении с другими городами российскими… Наш девиз - в первую очередь нам нужно помочь людям и предоставить им полный комплекс услуг качественно и по потребностям…", - сказал автору статьи Валерий Ларькин.
Про нынешние визиты в городские морги сотрудников Ларькин, по его словам, не в курсе.
Вернувшийся в Петербург после отбывания наказания "лидер банды санитаров" (как его тогда называли), бывший заместитель директора ГПАБ по административно-хозяйственной части Павел Беляев, напротив, отозвался о Сергее Смирнове крайне положительно:
"Сергей доведет до губернатора реальную ситуацию, которая сейчас существует в похоронке. И с ним будет не договориться. Губернатор как раз для того его и назначил спецпредставителем, чтобы увидеть реальную картину городского похоронного бизнеса и навести порядок…".
Необычность в том, что все последние годы любые события, происходившие в ритуальном бизнесе Петербурга, сопровождались противоположной интонацией - окружение Павла Беляева упрекало оппонентов в монополизации рынка, а те хранили гордое молчание.
Интрига декабря 2020 года - в совпадении по времени атак силовиков на городские морги и инспекторских поездок Сергея Смирнова в разные ритуальные заведения. Формальной связи между ними нет - спецпредставитель инспектирует, силовики набирают материалы для возбуждения уголовного дела по результатам проверки КСП. Но в случайность совпадения не верит никто.
Любители конспирологии рассуждают о самых необычных конфигурациях. На днях, например, Сергея Смирнова якобы видели передвигавшимся в одной машине с главой ГПАБ Мариной Майской. Но он "с одной стороны", она после визита силовиков в подчиненные ей морги как бы "с другой" - и это, по мнению некоторых, точно неспроста.
- Он приезжал, смотрел наши морги на предмет санитарно-эпидемиологического состояния, интересовался ритуальной службой, - рассказала автору статьи Марина Майская.
- Некоторые считают, что он не объективен.
- Мне бы не хотелось делать преждевременные заключения. Что официально мне заявлено, то я и воспринимаю. Домысливать не готова - не настолько хорошо разбираюсь в подспудных течениях похоронного бизнеса. Я - врач, завотделением и начальник Бюро и не должна быть связана ни с какой похоронной службой. Мы не оказываем ритуальные услуги и в ближайшее время не собираемся. Все, что вокруг, мне не очень приятно - но что делать. Ритуальная служба все равно поблизости от моргов находится, и мы оказываемся в это вовлечены.
- Говорят, Сергей Смирнов возит вас на своей машине…
- Ну да, он поехал с инспекцией и предложил мне поехать с ним, было такое.
- То есть, вы - не враги?
- С чего нам быть врагами? Я видела его несколько раз, когда сопровождала в морги. Я как начальник, он - спецпредставитель.
По сведениям 47news, Сергей Смирнов строчит жалобы губернатору после посещения каждого объекта. Сам спецпредставитель упорно передает автору статьи сожаления о непозволительности давать комментарии с лейтмотивом "начальство не велит", но в комитете по здравоохранению нам показали его жалобу на руководителя городского Бюро судебно-медицинской экспертизы (БСМЭ) Оразмурада Ядмурова, которая заканчивалась выводом о некомпетентности последнего.
Основные претензии: большая очередь у входа в морг, несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил, включая ношение масок-перчаток сотрудниками, дурной запах, связанный, в том числе, с хранением трупов вне морозильных камер, транспортировка трупов через холл с посетителями, задержки секционных исследований, единый вход и выход в холл.
В БСМЭ без ссылок на фамилии нас просили опубликовать: Оразмурад Ягмуров на должности меньше года, он не строил здание морга, не проектировал его, поэтому не виноват в количестве и расположении входов-выходов. Не может он отвечать и за ограничения, которые во время пандемии Роспотребнадзор ввел на количество людей в помещении, из-за чего появилась очередь на улице. Количество холодильников, по словам работников БСМЭ, тоже зависит не от начальника.
Впрочем, Сергей Смирнов - профессионал, может быть, он бы организовал в БСМЭ все по-другому. Например, обеспечил бы полноценный масочно-перчаточный режим.
Нынешняя похоронная лихорадка имеет материальное подкрепление. В Петербурге ежегодно кремируется около 35 тысяч человек и захоранивается около 18 тысяч. Средний ценник на одного клиента с учетом кремации составляет 50 000 рублей, на одного клиента с учетом кладбищенских услуг - 100 000 рублей. В эти суммы входят туалет трупов - собственно, работа санитаров моргов; гробы, аксессуары, организация ритуальных мероприятий. Около 300 млн рублей в год выделяет похоронному бизнесу городской бюджет - деньги получают управляющее крематорием ГУП "Ритуальные услуги" и эксплуатирующая 88 городских кладбищ ГКУ "Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела". Оба предприятия подведомственны петербургскому комитету по промышленной политике, инновациям и торговле.
Таким образом, оборот похоронного бизнеса Петербурга в целом можно оценить примерно в 4 млрд рублей в год. Вкусно всем.
Лев Годованник для 47news