Человек едва ли поверит, что в одном бою один воин, какой бы недюжинной силой он ни обладал, умудрился зарубить 37 врагов. Проверим.  

Но в данном случае важнее другое: не так уж много в российской истории найдется подлинно былинных героев. Советский боец, участник боев у озера Хасан Фёдор Зырянов – такой. Здесь – без преувеличений, поскольку именно в архаическом жанре былины его подвиг и гибель изложил русско-советский сказитель, участник Первой мировой войны Никифор Кигачёв.  

   "Как поезжает Зырянов добрый молодец

   На тое ли поле бранное

   На своём ли коне на ретивом,

   Как доехал он до Хасан-озера и пораздумался …".

из архива автора
Портрет Никифора Кигачёва. Рисунок сделан незадолго до написания сказителем «Былины о бойце Зырянове»
                              

Первое письменное упоминание о подвиге Зырянова появилось в статье с хлёстким заголовком "Зарубил 37 самураев", опубликованной в газете "На защиту Родины" (№21, от 29/VIII-1938): "...Вот его окружает десяток зарвавшихся самураев. Все они с ног до головы вооружены.  Тов. Зырянов хладнокровно расправляется с ними. Он направо и налево рубит их как капусту. За время атаки он зарубил 37 самураев. Готовился зарубить 38-го, но в это время вражеская пуля сразила его насмерть. Перестало биться горячее сердце храброго воина. Тов. Зырянов погиб, но память о нем будет вечна..."

из архива автора
4-я полоса газеты «Красный Пудож». №113(939) от 5 октября 1938 года (фрагмент)

Дословная перепечатка этой статьи, вышедшая в газете "Красный Пудож" неделю спустя, сподвигла Никифора Кигачёва из колхоза с романтическим названием "Заря Утра", на  создание "Былины о бойце Зырянове".

     ...Он направо махнёт – летят головы,

       А налево пальнёт – трупы валятце,

       Прибил он их чуть не до единого,

       А остальные самураи на бег пошли…

Удивителен сам факт появления в маленьком карельском городке экземпляра газеты "На защиту Родины". Этот печатный орган создавался в полевых условиях, буквально с колёс, и представлял собой малотиражное издание, ориентированное в первую очередь на участников Хасанских боев. Кстати, помимо скромного "Красного Пудожа", ни одно из тогдашних серьезных СМИ не среагировало на сенсационную цифру "37 убитых самураев". Нам, по крайней мере, таких статей найти не удалось, хотя мы и довольно тщательно проштудировали архив советской прессы того периода.

предоставлено ТО «Красный матрос»
Подвиг бойца Зырянова. Современный рисунок петербургского художника Михаила Гавричкова

Лишь год спустя после его гибели, в общесоюзном журнале "Смена" вышел большой материал с общим заголовком "Пядь советской земли", состоящий из четырех рассказов непосредственных участников Хасанских событий. В рассказе полковника Провалова контекстно упомянут подвиг Зырянова. Однако в данном случае речь идет уже не о 37, а об 11 убитых японцах. Но все-таки зарубленных шашкой. 

«Смена», №7 – 1939 г.
Фрагмент статьи «Ягодки» еще впереди». Рассказ Героя Советского Союза полковника К.И. Провалова

А вскоре после этого под грифом "Для служебного пользования" вышел ранее помянутый сборник "Бои у Хасана". В него входит рассказ некоего красноармейца "Сигнальная труба", в котором история подвига Зырянова подается в совершенно ином ключе:

"…Командиром взвода был тов. Зырянов. …  нам предстояло атаковать их. Быстрыми перебежками мы бросились к высоте. Впереди бежал Зырянов и подавал команду:

Приготовиться, бросать гранаты!

Только мы успели вынуть из сумок гранаты, слышим новую команду:

Бей гранатами самурайскую сволочь!

Гранаты наши полетели прямо в окопы к японцам. Подходившее к японцам подкрепление открыло сильный пулеметный огонь. Мы залегли в лощине. Тов. Зырянов стрелял из ручного пулемета … Меткий огонь пулеметчика Зырянова уничтожал японцев.

Но вот внезапно пулемет смолк. Мы подбежали и увидели картину, которой просто не хотелось верить: командир был убит. Я готов был плакать…"

Как видим, тов. Зырянов крошил "самурайскую сволочь" не шашкой. Но о подвиге свидетельствует факт посмертного награждения героя орденом Красного Знамени.

Десять лет назад дальневосточные историки-энтузиасты установили краткие биографические данные всех военнослужащих I-й Отдельной Красной Армии, Тихоокеанского флота и Пограничных войск, погибших в боях у озера Хасан.

foto-planeta.com
Братская могила на подступах к сопке Заозерная у Озера Хасан. Возможно, именно здесь ныне покоятся останки Федора Зырянова.

ЗЫРЯНОВ Федор Порфирьевич, старшина, 120 сп. 1911 г.р., уроженец с. Табат, Бейского района, Хакасской авт. обл., Красноярского края. Русский. Призван Абаканским РВК в 1933 году. Погиб 6 августа 1938 года в бою у озера Хасан. Похоронен в братской могиле в районе боя.

Игорь Шушарин, для 47news

P.S: К истории вопроса

Бои у озера Хасан – боестолкновение японских войск и советских пограничников, случившееся из-за спорных территорий на границе советского Приморья. 29 июля 1938 года японская рота атаковала высоту Безымянную. После ожесточенных боевых действий 9 августа конфликт был исчерпан - японское правительство приняло условия перемирия, предъявленные СССР.

80 лет назад, в декабре 1940 года, в память о победе в Ленинграде, в районе Пороховых появилась улица Хасановская. В 1978-м она исчезла с карты города, войдя в состав проспекта Наставников. Но двумя годами ранее новый уличный проезд все в тех же Пороховых – от Индустриального проспекта до улицы Коммуны – окрестили улицей Хасанской, которая существует по сей день.