"Дикая выходка", "пьяный после дневного кутежа", "повалил на пол и стал душить" - писала о нем пресса. Да сам Столыпин ему ответил: "Закусывай". А вы говорите, Ефремов.

"Инцидент, происшедший у меня на квартире между Куприным и Леонидом Андреевым, после которого все товарищи временно предали Куприна остракизму, принес много терзаний самолюбивому, но и глубоко чуткому автору "Гранатового браслета"...". Это строчки из воспоминаний актера императорских театров, впоследствии заслуженного советского артиста Николая Ходотова (1932). Все случилось под конец 1911 года. И хотя участники и свидетели постарались замолчать эту историю, пронырливые газетчики все равно прознали.

"Дикая выходка Куприна. На днях у артиста Александриинского театра Ходотова разыгрался на вечере прискорбный инцидент. Приехавший с юга Скиталец читал свою новую вещь. Его внимательно слушали, и это бесило Куприна. В три ночи сидевший за пианино Л. Андреев пошел в столовую звать Куприна петь. Куприн, пьяный после дневного кутежа, подставил ему ногу. Падая, Андреев схватился за Куприна, который неожиданно ответил на это ударом. Присутствовавшие вмешались и успокоили Андреева, который вскоре уехал с женой. Разобиженный упреками Куприн стал бить гостей. Его с трудом успокоил Ходотов. Побитые стали составлять в редакции газет письма с протестом против поведения Куприна. Ходотов опять вмешался, он уничтожил письма и сделал все возможное для того, чтобы успокоить участников инцидента. Лишь в 7 утра все разъехались по домам". (ист. – "Свет", 10.11.1911)

Эта же мелодия в изложении репортера газеты "Копейка" выглядела так:

"Избиение Л. Андреева Куприным. Вчера на квартире у артиста Ходотова собралась группа писателей, среди которых были Л. Андреев, Куприн и Скиталец, который читал свое последнее произведение. Во время последующей за тем беседы Куприн бросился на Андреева, схватил его за горло, повалил на пол и стал душить. На помощь Андрееву бросился Скиталец, но был избит Куприным".

Александр Куприн с писателями. Петербург. 1913 год. Ист. фото: journal.learnoff.com

В том, что Куприн устроил пьяную драку, не было ничего удивительного – его кабацкая слава была вполне сопоставима со славой литературной. Недаром в ту пору о модном писателе ходили такие стишки: "Если истина в вине, сколько ж истин в Куприне?!" Существует огромное количество исторических анекдотов, связанных с пьянством Куприна. Один из них гласит, что однажды, изрядно нагрузившись с крымскими рыбаками, Александр Иванович отправился на местный телеграф и послал в Петербург императору Николаю II телеграмму: "Балаклава объявляет себя свободной республикой греческих рыбаков. Куприн". С ней ознакомился премьер-министр. И отправил ответ: "Когда пьешь — закусывай. Столыпин".

Но справедливости ради следует отметить, что пострадавший от могучих кулаков Куприна писатель Андреев мало того, что был его давним добрым приятелем, но и сам страдал хроническими запоями и не менее легендарно буйствовал во хмелю.

"В беседе с нашим корреспондентом Л.Н. Андреев недовольный тем, что история попала в газеты, сказал, между прочим: "Я крайне возмущен появлением в газетах всей этой истории. Как один из невольных участников происшедшего я не считаю себя в праве говорить что-либо о фактической стороне инцидента. Другие могут изложить историю более объективно. Я могу только сказать, как лично я смотрю на все происшедшее. Бесспорно Куприн — человек больной: ряд последних его поступков доказывает это. Поэтому очевидно и то, что он сделал со мной, является одним из проявлений болезни, которой он страдает. <...> По поводу слухов о том, что инцидент послужит предметом разбора товарищеского суда, я категорически заявляю, что это неправда. По крайней мере, я привлекать Куприна к этому суду не буду. Скажу еще раз — с больными не судятся". (ист. – "Утро России", 18.11. 1911,  starosti.ru)

Конечно, Куприн, как и Ефремов сегодня, - не одиноки в разгуле. В 1907 году французский журнал La Revue опубликовал результаты анкетирования "Как и что пьют французские писатели?" Идея показалась забавной, и популярная газета "Русское слово", редактируемая на тот момент королем фельетона Дорошевичем, взялась за альтернативное расследование на берегах Невы. Вот неожиданные короткие заметки оттуда из комментариев буфетчиков:

"На чай дают щедрее нефтяников, и разве только кораблестроительные инженеры дают на чай щедрее русских писателей", "Пьют злос-ъ. Злее писателя один только мастеровой пьет-съ".

Из исследования отрадно было узнать, что "большая часть русских писателей отличается хорошей закалкой и ума не пропивает".

Иначе список ныне обязательных к изучению в школьной программе литературных произведений оказался бы беднее.

Игорь Шушарин,
47news