Две крупнейшие электросетевые компании вошли в клинч в Ленобласти. Рефери — чиновники, но при интересе в 17 млрд. 47news собрал цифры, лица, шпильки.

В комитете по тарифам правительства Ленобласти накануне нового года утвердили объём необходимой валовой выручки (НВВ) для территориальных сетевых организаций (ТСО). Самые крупные — "Россети Ленэнерго" и ЛОЭСК. В 2021 году из общего областного энергокотла объёмом 27,5 млрд рублей Ленэнерго получит 20,8 млрд, ЛОЭСК — 5,4 млрд. Остальное достанется паре десятков небольших организаций. Самой крупной из них, дочке РЖД, уйдёт 230 млн.

НВВ — экономически обоснованый объем средств, необходимых сетевой организации для хозяйственной и инвестиционной деятельности. Компания защищает сумму перед комитетом по тарифам. Итоговая закладывается в тариф для каждой организации. Россети — госструктура, ЛОЭСК — частная.

Цифры

Сразу отметим, распределение внутри котла не влияет на население — оно защищено от роста тарифа законодательно. Предельные же тарифы для бизнеса устанавливает ФАС России. Если регион их превышает, антимонопольщики "сносят" приказ и устанавливают предельные минимальные, то есть тоже бронь. Так что в дележе котла варятся, по сути, два тяжеловеса и рефери — Ленэнерго, ЛОЭСК и комитет по тарифам.

Предновогоднее решение сопровождали нешуточные баталии. Во-первых, энергетики просили значительно больше: Ленэнерго — 27 млрд, ЛОЭСК — 8,1 млрд. Видимо, предвидя аппетиты, чиновники пошли на уловку. Скажем так, математически зарезервировали 1,2 млрд и в процессе торга разделили их между двумя интересантами. ⅓ ушла ЛОЭСКу, ⅔ — Ленэнерго. Логика в пропорции. И в ней же точка конфликта.

Условный размер компании измеряется в условных единицах. Это единый знаменатель для того множества видов оборудования, которым владеет и управляет ТСО: сети, трансформаторы, опоры и прочее, прочее. У Ленэнерго в Ленобласти показатель составляет почти 200 тысяч у.е. У ЛОЭСК — чуть более 100 тысяч. Упрощенно, первая в два раза больше второй. Есть ещё один показатель, в рублях — усреднённые затраты на обслуживания сетей на условную единицу. По сути, речь об эффективности. Если линейно, то НВВ делится на те самые условные единицы. Сегодня получается, что Ленэнерго тратит округлённо 100 тысяч, ЛОЭСК — 50 тысяч. На первый взгляд, первый игрок то ли щедрее, то ли расточительнее в два раза.

Но в правительстве признают, есть нюансы и считать можно по-разному. Например, Ленэнерго часть мощностей берёт у Федеральной сетевой компании, платит за потери в сетях и имеет на балансе сети 110 кВт. Не стоит забывать и о разных моделях регулирования, но об этом ниже по тексту.

Примечательно, что дисбаланс в распределении был не всегда. До 2017 года регулятор делил котёл близко к пропорции, назовём её так: "Ленэнерго в два раза больше ЛОЭСК". Стоимость условной единицы колебалась в районе 60 тысяч рублей. Но затем в глазах чиновников НВВ ЛОЭСК начала падать, у Ленэнерго — расти. В нынешнем, разница в четыре раза.

Если же смыслами, то ЛОЭСК настаивает, что перемещения средств внутри котла в сторону Ленэнерго идёт за счёт ЛОЭСК. В Ленэнерго отвечают, что ЛОЭСК существовало в лояльном режиме получения НВВ с 2011 по 2018 годы. Когда ФАС проверил, то нашёл 2,8 необоснованно начисленных миллиарда. Они были сняты. "До 2018 года была странная диспозиция: каждый год ЛОЭСК показывал серьёзную прибыль, а Ленэнерго — стабильный убыток. Ответ прост, мы получали меньше необходимого, а коллеги больше", — считают в Ленэнерго. В ЛОЭСК на это прозрачно намекают на громоздкость управленческого аппарата структуры Россетей.

Суд

Тем временем, 21 января состоится очередное заседание Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по иску Ленэнерго к комитету финансов регионального правительства о взыскании 17,4 млрд рублей. По мнению энергетиков, это недополученные ими средства за сглаживание тарифа с 2011 по 2020 годы. Третьим лицом привлечен ЛОЭСК, он тоже судится с правительством из-за срезанного НВВ. В декабре была готова судебно-экономическая экспертиза, заказанная судом по иску Ленэнерго. Объём, на минуточку, более 1000 страниц. 47news удалось с ознакомится с выводами.

Были изучены тарифные решения комитета по Ленэнерго с 2011 по 2020 год. В шести годах нашлись превышения в расчёте ННВ комитетом по тарифам. Как полагают авторы, за этот период Ленэнерго получило на 10,9 млрд рублей больше необходимого. Но в то же время с 2013 по 2015 недополучило 5,5 млрд. Это если эксперты со знаками +/- не ошиблись. Если промахнулись, получается, что сглаживание уже возвращено. Во всяком случае, именно такой вывод делается в экспертизе. Более того, в НВВ компании за 2020 год нашли "лишние" 2,3 млрд. Эти деньги предлагается исключить из НВВ Ленэнерго в период с 2021 по 2025 годы. Такой разворот 47news описывал полгода назад в материале "Ленэнерго: отдайте-ка 17 млрд. Ленобласть: подождите-ка до 2023, может, ещё должны будете". Тогда мало кто в это верил.

Экспертизу проводила московская консалтинговая фирма "Эксперт Технолоджис". Как замечают на стороне Ленэнерго, они предлагали привлечь экономический университет имени Плеханова, "Высшую школу экономики", либо Российскую Академию народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ. Но суд, видимо, исходя из стоимости выбрал менее известную структуру. Сегодня это решение оспорено. В Ленэнерго также не устают повторять, что с суммой сглаживания ещё недавно было согласно правительство Ленобласти, ФАС, Минэнерго, администрация президента.

Шпильки

По словам вице-губернатора Дмитрия Ялова, сравнивать НВВ Ленэнерго и ЛОЭСК некорректно как "зелёное и острое", поскольку методы регулирования компаний до 2021 года были разными: у первой RAB-регулирование, у второй — долгосрочная индексация. В первом случае компания инвестирует в инфраструктуру свои либо заёмные деньги, а регион компенсирует затраты плюс доходность через несколько лет. Во втором учитываются прямые затраты: оборудование, налоги, зарплата, амортизация и прочее и они возмещаются год в год.

- Ленэнерго сначала тратит и строит, а потом получает. Поэтому RAB-регулирование влияет на выручку последующих лет в виде корректировок и возврата сглаживания, по которому, кстати, есть отдельное поручение гаранта. У компаний и разная структура перетоков электроэнергии. Также по составу и уровням напряжения различается оборудование. Если же смотреть на очищенную от компонентов RAB-регулирования условную единицу Ленэнерго, то она сопоставима с ЛОЭСК: 49 тысяч рублей и 47 тысяч соответственно, — прокомментировал автору вице-губернатор Ялов.

Но и на эти аргументы в ЛОЭСК отвечают: до 2017 года НВВ росла у обоих компаний пропорционально несмотря на разные методы. "Во-вторых, с 2021 года Ленэнерго перешло на идентичный с ЛОЭСК метод, но НВВ по-прежнему в четыре раза больше", — оппонируют энергетики, добавляя персональную шпильку: на совещании в Минэнерго пару лет назад Ялов не возражал против величины сглаживания.

В Ленэнерго отбиваются цифрами. Мол, во-первых, до 2017 года компания вообще не получала средств на сглаживание, а должна была. Во-вторых, после проверки ФАС тарифного регулирования с ЛОЭСК планомерно снимают 2,8 млрд, хотя они и оспаривают в судах. В-третьих, у Ленэнерго инвестиционная компания в разы больше: с 2011 года на эту строчку в Ленобласти потрачено 37 млрд, у ЛОЭСК — 9 млрд. Конкуренты парируют: у вас по косвенным признакам неисполнение инвестиционной программы с 2011 по 2018 годы где-то в районе 8,8 млрд.

Неизменность пропорций НВВ после перехода на одну с ЛОЭСК модель регулирования в Ленэнерго объясняют ошибкой 2011 года. Якобы тогда при переходе на RAB-модель по политическим мотивам сдерживания роста тарифа была занижена база для оценки всего хозяйства компании. "Когда в этом году перешли, так получилось, что в цифрах ничего не поменялось". В ЛОЭСК комментируют: "Вот-вот, всё дело в базе. Только 2020 года. Он является для Ленэнерго точкой отсчёта для регулирования последующих лет. Поэтому коллеги приложили весь возможный ресурс для получения такого значительного НВВ".

Лица

За противостоянием цифр не менее любопытное переплетение фигур. Как известно, идеологом создания "Ленинградской областной сетевой компании" (ЛОЭСК) был бывший губернатор Ленобласти Валерий Сердюков. Организация должна была собрать разрозненные муниципальные сети и привести их в порядок. На сегодняшний день 24,99% предприятия принадлежит Ленобласти. За время существования в сторону региона ушло 700 млн рублей в виде дивидендов. Но дело не в процентах и дивидендах — компания исторически близка правительству Ленобласти. И понятно, что негласная поддержка властей логична.

Лейтмотив поменялся в 2018 году, когда ЛОЭСК стали резать НВВ, а Ленэнерго — повышать. Есть мнение, что мелодия раздалась из кабинета экономического вице-губернатора Дмитрия Ялова. Не секрет, что Ялов выделяется в правительстве своей самостоятельностью, а на совещаниях зачастую блещет знаниями так, что порой слепит губернатора Александра Дрозденко. Ялова также упорно связывают знакомством с Борисом Ковальчуком, сыном совладельца банка "Россия" Юрия Ковальчука. Не секрет также, что Россети, куда входит Ленэнерго, ассоциируют с Ковальчуком-старшим. О его влиянии на Ленобласть говорилось не раз.

Проводником перенастройки приоритетов называют экс-председателя профильного комитета Артура Кийски, назначенного на пост в конце 2016 года. Как говорят, это один из самых тонких на Северо-Западе специалистов по тарифному регулированию. Как выразился один из игроков рынка, "способен настроить любой инструмент в одну и обратную сторону". Его уход в июле нынешнего года связывают с ростом накала по возврату 17 млрд. Якобы  пришлось приносить жертву. Он, собственно, на это и намекнул перед уходом.

С точки же зрения позиций Ленэнерго в столичных кабинетах, в том числе в Минэнерго, то во главе Россетей системный Павел Ливинский. Во главе Ленэнерго, москвич Андрей Рюмин с серьёзным бэкграундом в энергетике. Как только что спрогнозировал "Ъ", Ливинский уходит в правительство, а его место может занять Рюмин. Впрочем, по данным 47news, документов по этому поводу ещё нет, но заявка серьёзная. Что касается ЛОЭСКа, то если в последнее времени компания попала в положение падчерицы, то с прошлого года принадлежит знаковому бизнесмену Илье Траберу. Рычагов во властной стратосфере у него исторически достаточно.

Исходя из этого, чиновникам на местах, скорее всего, придётся договариваться. Кстати, возможно неслучайно в ЛОЭСК появился бывший председатель комитета по строительству Виталий Жданов, чья фигура для Суворовского дружелюбна и предельно понятна. Другое дело, что действующий председатель комитета по тарифам Евгений Андреев по компетенциям далёк от тарифного регулирования — говорить с ним о цифрах будет непросто по причинам чисто технического характера. Это без учёта его упрямого нрава.

Если же о бизнес-вариациях, то, теоретически, финансово ослабленный ЛОЭСК выгоден Ленэнерго. Так он стоит дешевле. И не гостайна, что Россети давно поглядывают на конкурента в Ленобласти под таким деловым углом. Другое дело, что и задача новых владельцев ЛОЭСК — увеличить вес компании и продавать дороже.

В этом и клинч, как мне кажется.

Виктор Смирнов,
47news