К молодежным протестам 47news вспомнил о последнем царском памятнике в Петербурге. И год он не простоял после революции. Николаю I еще повезло.
Дядя Низи – шутливое семейное прозвище третьего сына Николая I, Великого князя Николая Николаевича-старшего (1831-1891). Начав службу в 20 лет, участвовал в обороне Севастополя, под его началом в русско-турецкую войну 1877-78 русские войска подошли к Константинополю. Но, связанный указанием Александра II, щита к вратам Царьграда не прибил.
Великий князь Николай Николаевич-старший. Портрет работы Н. Г. Шильдера. 1870-е гг. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (СПб).
Среди членов императорской фамилии он пользовался репутацией, как написали бы в советских анкетах, моральной неустойчивости. Публично и, как говорят, облыжно обвинив первую жену в супружеской неверности, довел ее до монастыря, а сам закрутил роман с балериной, от которой прижил четверых детей, дав им фамилию "Николаевы". Все же Николай II решил почтить память героического родственника, поставив ему памятник в Ново-Манежном сквере. Ныне Манежная.
Конкурсов, тендеров не проводилось – заказ получил модный итальянец Пьетро Каноника (1869-1959), к тому времени создавший целую линейку бюстов членов российской императорской фамилии.
Мраморный бюст императора Николая II в Зале Пьетро Каноники во Дворце конгрессов г. Стреза (Италия).
Скульптор изготовил модель быстро, академично, помпезно, доходчиво. Десятиметровую бронзовую фигуру отлили в Турине. Торжество состоялось 25 января (по новому стилю). Из дневника Николая II: "1914 год. 12-го января. Воскресенье. В 11 час. началась церемония освящения памятника д. Низи. В строю было 63 взвода. Погода была теплая. Памятник мне очень понравился...".
Сербская делегация, прибывшая на открытие памятника. ЦГАКФФД СПб.
"Когда все присутствующие и войска обнажили головы, началось молебствие с возглашением Царского многолетия. … пение "вечной памяти" … с верхов Петербургской крепости донесся салют в 51 выстрел, а с ближайших церквей общий колокольный звон...", - воспевали в газете "Русский Инвалид".
Открытие памятника Великому князю Николаю Николаевичу-старшему. 1914. ЦГАКФФД СПб.
Как записал в своем дневнике городской голова граф Толстой, император и присутствовавшие на церемонии генералы "были в полном восторге". Но радость была не всеобщая.
Сильнее прочих лютовал один из наиболее читаемых в ту пору журналистов Александр Амфитеатров. "Почему итальянская казенщина должна быть предпочтена казенщине русской?" (ист. – А. Амфитеатров. "Скульптурный заем" //День. 1914. 2 марта. № 59).
Скульптор Пьетро Каноника и русский военный историк, адъютант великого князя Николая Николаевича-старшего, председатель Императорского Русского военно-исторического общества, генерал от кавалерии Дмитрий Андреевич Скалон на церемонии открытия памятника.
Четыре года спустя, уже на страницах большевистской газеты, Амфитеатров продолжит: "Возникла в Петрограде комиссия по охране памятников. А не нужна ли комиссия для разрушения некоторых памятников... Наиболее возмутительным памятником, который надо непременно убрать с глаз народных, и чем скорее, тем лучше, является монумент Николая I на Исаакиевской площади".
Тогда памятнику императору на Исаакиевской повезло – его и в самом деле собирались сносить, а в апреле 1918 даже закрыли строительными лесами, но обошлось.
А вот бронзового дядю Низю не пощадили. 9 октября 1918 петроградская "Красная газета" проинформировала читателей: "Отдел изобразительных искусств предложил немедленно приступить к снятию памятника Николаю Николаевичу в сквере перед Михайловским манежем. Памятник этот не представляет никакого интереса ни с художественной, ни с исторической точки зрения…". В данном случае Отдел искусств руководствовался отнюдь не собственными эстетическими соображениями, а всего лишь истово исполнял постулаты апрельского Декрета Совнаркома "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции".
Модель памятника (Monumento a Nicola Nicolajevich), демонстрирующаяся в доме-музее Пьетро Каноники (Италия, Рим, Вилла Боргезе).
Его переплавили. "Стране нужны паровозы! стране нужен металл! – Маяковский. В 1930-е на нем планировали забабахать изваяние Карла Либкнехта, но и здесь что-то не срослось.
Игорь Шушарин,
47news