Когда советским детям представили байки про вруна, пьяницу и картежника, наверху отреагировали. А сегодня их приключения все равно стали крылатыми. Как говорится, разрешите доложить, Христофор Бонифатьич.
В конце января 1937-го завершается процесс над оппозиционерами-троцкистами, а в общесоюзном журнале "Пионер" печатается первый выпуск приключений капитана Врунгеля. А придумал его коренной москвич Андрей Некрасов (1907-1987), в детстве мечтавший о морских странствиях. Прихрамывающая левая нога, как следствие перенесенного полиомиелита, казалось бы, ставила крест.
С 1933 года у берегов Дальнего Востока в СССР был начат китобойный промысел.
Все же, в 1926 году Некрасов перебирается в Мурманск, где поступает матросом на рыболовецкое судно. "Я ловил треску в Баренцевом море, мыл золото на Амуре, бурил нефть на Сахалине, выстаивал трудные вахты у раскаленных топок судовой кочегарки, бил моржей в Беринговом проливе...". Так и вырос до замначальника морского управления треста "Дальморзверпром". Заодно писал рассказы, изредка печатался, а в загашнике множил тетрадки, куда методично заносил забавные истории.
Обложка послевоенного переиздания сборника рассказов Некрасова
В 1935 году у Некрасова выходит первый сборник - "Морские сапоги". К тому времени автора благосклонно заметили и в качестве поощрения привлекли к госзаказу – "Повести о товарище Кирове". Ее вскладчину писали сразу несколько литнегров, включая мэтра детской литературы Бориса Житкова. Как-то раз ночью они трепались, и в дневнике Некрасова появилась дата рождения идеи: "Случилось это в Москве, на Таганке, 22 декабря 1934 года, в 4 часа утра".
Безусловно, у главных героев были реальные прототипы.
Капитан Христофор Бонифатьевич во многом списан с бывшего шефа Некрасова, начальника "Дальморзверпрома" Вронского. Мало того, что тот сам блистательно травил байки, так еще, будучи курсантом Ленинградского морского техникума, всерьез собирался в кругосветное путешествие. С коей целью, на пару с однокурсником Иваном Маном, стал приводить в порядок старенькую ничейную двухместную яхту. Яркая мечта, так же как и яхта, со временем сгнила у причальной стенки Васильевского острова. Так что из фамилии Вронский и выведено корневое слово "врун".
Иван Александрович Ман (1903-1982). Фото из архива дочери.
Друг Вронского – будущий капитан дальнего плавания, участник первых советских антарктических рейсов Иван Ман, стал прообразом книжного матроса Лома. Здесь цепочка трансформации такова: "Манн" в переводе с немецкого "мужчина", а по-французски мужчина читается как "l"homme" (ЛОМ).
Матрос Фукс – это китобой все того же "Дальморзверпрома" по фамилии Фукс. Некрасов знал его лично, причем как человека, регулярно попадавшего в нелепые ситуации.
Имелся оригинал и у яхты "Беда": в одной из тетрадок Некрасова нашлась запись о прогулочном пароходике "Дарьялъ", от кормовой доски которого однажды отвалились две буквы, и он превратился в "Дарью". Так и от книжной "Победы" оторвется две буквы.
Рукопись Некрасов отнес в журнал "Пионер". Ему поставили два условия. Первое – подсократить: "Приходилось буквально воевать с собой из-за каждого слова". Второе условие – иллюстрации. И здесь Некрасову повезло необычайно, он сумел подписать на оформление Константина Ротова. Это был необычайно модный в те годы художник из "Крокодила", "Комсомольской правды", создатель обложки "Мурзилки" и первый иллюстратор романов о похождениях Остапа Бендера. "Не зря я так упорно добивался согласия Ротова на эту работу. С тех пор и у нас, и за границей многие художники брались за иллюстрацию этой книги, но лучшими, на мой взгляд, по-прежнему остаются первые иллюстрации, созданные К.П. Ротовым".
Лайт-версия "Приключений капитана Врунгеля", поданная в стилистике первого советского детского комикса, была запущена в январе 1937 и печаталась в течение года – по 6 эпизодов в каждом номере. Правда, один номер был пропущен, тогдашняя цензура изъяла главу о Японии. Советские дети приняли комикс на ура, а критики поморщились. И то сказать: главный герой, советский капитан – бессовестный враль, его старший помощник Лом пристрастен к спиртному, а матрос Фукс – картежник, представитель капстраны. Вскоре тираж изъяли из продажи.
А все потому, что по обвинению в пропаганде и агитации против Советской власти, за карикатуру арестовали художника Ротова, 8 лет лагерей. Так что вторая жизнь "Врунгеля" началась лишь в 1958-м, когда его напечатали гигантским тиражом в 200 тысяч экземпляров.
«Классическая» обложка бестселлера Андрея Некрасова.
В 1941 году Некрасов, несмотря на белый билет, уходит добровольцем, но его, сухоногого, определяют в хозчасть стрелкового полка. Затем он продолжит службу во фронтовой газете, попадет на Северо-Кавказский фронт в звании лейтенанта и уже здесь, в апреле 1944-го, будет осужден Военным трибуналом к 3-м годам. А уж за какие такие грехи, нам неведомо. Хотя для антисоветчика это слишком мало, а для по дурости залетевшего офицера-газетчика при штабе – слишком сурово.
После реабилитации Некрасов вошел в состав руководства элитного московского яхт-клуба, на балансе которого имелись, в том числе, трофейные яхты, вывезенные в 1947 году в качестве репараций из Германии. Из-за неправильной эксплуатации эти некогда роскошные суда быстро пришли в негодность. В итоге одна из списанных яхт досталась Некрасову. Недолго думая, он назвал ее "Бедой".
При первом же спуске на воду рассохшееся по бортам судно затонуло. Яхту подняли, подлатали. Снова поставили на воду, но в первую же ходку ветер в клочья разорвал ветхие паруса. Наконец, в один из дней некий шутник, либо завистник тишком отвязал у яхты швартовочные концы: неуправляемое судно понесло по открытой воде в район судоремонтного завода, где оно зацепилось стальными вантами за ЛЭП. Как результат, – короткое замыкание, пожар, яхта выгорела почти полностью.
Андрей Сергеевич Некрасов.
До последних дней Некрасов писал о море, состоял членом редколлегий "Пионера". И все же в народной памяти остался как автор лишь одной книги. Ну да, не самый плохой результат. У многих писателей и того меньше.
Правда, в мультике сюжет слегка переработали, превратив Фукса в похитителя Венеры Милосской, направив по следам «Беды» итальянских мафиози и введя в историю персонаж, пародирующий Джеймса Бонда.
Игорь Шушарин,
47news