7 февраля под Ленинградом на Ту-104 разбилось все командование Тихоокеанским флотом. 47news вспоминает их авось и нехватку цитрусовых.
Сразу после катастрофы Тихоокеанский флот привели в состояние полной боевой готовности. Первоочередной же версией была диверсия. Всю информацию засекретили, а советская цензура сделала все возможное. Исключение было сделано лишь для как бы ведомственной газеты "Красная звезда". Хотя и в ней никаких подробностей, помимо скупой констатации факта и официальных соболезнований.
Да, 40 лет назад Тихоокеанский флот СССР в одночасье остался без руководства. Самолет "Ту-104А", направлявшийся из Ленинграда во Владивосток, разбился почти сразу после отрыва от бетонки военного аэродрома "Пушкин". Погибли командующий флотом адмирал Спиридонов, командующий авиацией флота генерал-лейтенант Павлов, начальник политуправления флота вице-адмирал Сабанеев ... Всего – 50 человек, в их числе 16 адмиралов и генералов, 25 офицеров. Для сравнения: за годы Великой Отечественной наш флот потерял четырех адмиралов.
Все дело в том, что с 1 по 7 февраля в ленинградской Военно-морской академии проходили ежегодные штабные учения руководящего состава флотов под руководством главкома ВМФ адмирала Горшкова. По итогам игры Тихоокеанский флот признали лучшим.
МиГ-21 на военном аэродроме «Пушкин». Середина 1970-х гг.
7 февраля 1981 года командование флотов ВМФ СССР разлеталось к местам дислокации. Около 16:00 "Ту-104А" вырулил на взлетную полосу, но на высоте 50 метров вдруг резко накренился на правое крыло, потерял скорость, с большим креном рухнул и взорвался.
Версия теракта подтверждения не нашла. Специальная комиссия установила, что самолет имел заднюю центровку, превышающую рамки допустимого диапазона, что сказалось на его аэродинамике. Короче, банальный перегруз.
На дворе же стояла эпоха повального дефицита. А Ленинград все-таки снабжался получше, чем Дальний Восток. Поэтому в кормовой отсек несчастной "тушки" загрузили не только опечатанные тяжеленные металлические сейфы, набитые совсекретными картами и аппаратурой, но и с боем выбитые командующим несколько тонн дефицитной типографской бумаги. А еще: коробки с продуктами. Очевидцы рассказывали, что место трагедии было буквально засыпано цитрусовыми. Сгорели коробки с телевизорами, видиками, туда же несколько импортных мебельных гарнитуров. Это вам не "Аэрофлот", с его допустимыми 20 кг на пассажира. Опять же – командующий в хорошем настроении, не возражает.
Вспоминает Борис Демин, подполковник запаса, в 1981 году – секретарь парторганизации авиадивизии, в которую входил "Ту-104А" адмирала Спиридонова: "Самолет был старый, планировалось, что его вскоре спишут. Перед трагедией его командир, подполковник Анатолий Инюшин, жаловался на партсобрании: помогите совладать с нарушениями, которые допускает в полетах на самолете начсостав флота! Но сам он в загрузку "Ту-104" не вмешался: кому охота вступать в пререкания с начальством перед пенсией? Хотя загрузились с нарушениями – хвост утяжелили… Конечно, для перестраховки командиру экипажа нужно было на время взлета перегнать всех пассажиров в носовой салон самолета. Ну сели бы адмиралы потеснее, потерпели бы полчаса... И это решение было очевидным, в том числе – для командующего авиацией флота. Но тот промолчал о перегрузе – вслед за Инюшиным. Видимо, понадеялся на авось… Кстати, протокол того партсобрания у меня сразу после катастрофы изъяли..." (ист. – "Аргументы недели", 14.02.2008)
Каждое служебное расследование предполагает обязательное определение конкретного виновного. Стрелочником в итоге назначили полковника Яковлева, в день трагедии находившегося за 6,5 тысяч километров от Ленинграда. Но Яковлев был командиром дивизии, на балансе которой числился сгоревший "Ту-104А", и этого оказалось достаточно, чтобы полковника сняли с должности. А еще под раздачу попали все, имевшиеся в распоряжении вооруженных сил 104-е "тушки" – их тут же списали подчистую, пустив на памятники и кинотеатры.
Почти в каждой истории, связанной с катастрофой пассажирского самолета, неизменно находятся счастливчики, чудом избежавшие посадки на роковой рейс. И здесь тоже.
Начальник штаба Тихоокеанского флота Рудольф Голосов, пользуясь случаем, решил навестить проживающую в Североморске дочь и утром 7-го числа убыл из Ленинграда на самолете Северного флота. Удалось избежать гибели и командующему Камчатской флотилией разнородных сил Геннадию Хватову – не желая добираться на перекладных, он улетел в свой Петропавловск-Камчатский прямым аэрофлотовским рейсом. Он скончался совсем недавно, в ноябре 2020 года. А вот Герой Советского Союза, вице-адмирал Голосов жив и по сей день. Ему пошел 94-й год.
Игорь Шушарин,
47news
Краткая история "тушек"
Первый советский реактивный пассажирский самолет "Ту-104" отправился в свой первый полет летом 1955 года, при том, что к проектированию лайнера приступили в 1954-ом. Невиданные в истории мировой авиации темпы – результат конверсии по-советски: специалисты из КБ Туполева не стали изобретать самолет с нуля, а трансформировали в пассажирский лайнер скоростной бомбардировщик "Ту-16". Это был не просто самолет, это был символ великой державы: страна, только-только восставшая из руин, совершила невероятный технологический скачок, опередив передовые страны Запада.
Первые регулярные рейсы Ту-104 начались по маршруту Москва – Омск – Иркутск. На борту самолета. 1956 год.
С сентября 1956-го новенькие 50-местные "тушки" начали обслуживать регулярные пассажирские рейсы. Больше всего они эксплуатировались на трассе Москва (Ленинград) – Свердловск – Иркутск – Дальний Восток, а также на круглогодично востребованных крымском и кавказском направлениях.
В период 1957-1959 годов выпускалась 70-местная модификация самолета – модель "Ту-104А". В общей сложности было построено 80 машин, которые обслуживали исключительно заграничные линии, либо использовались в качестве представительских самолетов. В частности, на них перемещались члены Политбюро, включая самого дорогого Леонида Ильича. Одним из первых пилотов, сидевших за штурвалом "Ту-104А" был Борис Бугаев – в будущем личный пилот Брежнева, министр гражданской авиации СССР.
Интуристовский рекламный плакат «Летайте самолетами ТУ-104А». 1960 год.
Надо сказать, советская партийная элита в своих авиаперемещениях изрядно рисковала. В отличие от своего молочного брата бомбардировщика, гражданский "Ту-104" был тяжел, в полете неустойчив, плохо управляем и склонен к раскачке. В принципе, чего-то подобного следовало ожидать: самолет создавался поспешно и, будучи по многим характеристикам новаторским, был плохо обкатан.
Первая катастрофа с "Ту-104" случилась в августе 1958-го, когда борт, летевший из Хабаровска в Москву, через полчаса после взлета неожиданно вошел в штопор на высоте 12 км и рухнул в тайгу. Погибли 64 человека, включая экипаж. Всего пару месяцев спустя случилась трагедия уже с "Ту-104А", следовавшим рейсом "Пекин – Омск – Москва": пролетая над Чувашией, лайнер попал в сильный восходящий поток, поднявший его на 13 тысяч метров, после чего самолет потерял скорость и вошел в пике. Погибли 80 человек, среди них – делегация китайских и северокорейских партийных активистов.
По чистой случайности в самолете не оказалось молодого поэта Андрея Вознесенского: он должен был подняться на борт в Омске, но опоздал на посадку, загуляв с провожающими друзьями. А настоящий подвиг тогда совершил командир воздушного судна Гарольд Кузнецов, в роковую минуту взявший на себя роль "черного ящика": понимая, что самолет уже не спасти, он до самого столкновения с землей передавал в эфир подробности смертельного пикирования. Благодаря информации Кузнецова стали более-менее ясны технические причины катастрофы. В конструкцию самолета спешно внесли изменения, а его полетный потолок ограничили 9 тысячами метров.
Первый реактивный пассажирский vip-самолет ТУ-104А. 1957 год
По данным Всемирного фонда безопасности полетов, за всю историю эксплуатации имели место 37 авиационных происшествий с самолётами типа "Ту-104". То есть, 18% от числа произведенных лайнеров. Это один из худших показателей среди всех советских серийных пассажирских самолётов.
17 марта 1979 года в районе московского аэропорта "Внуково" потерпел катастрофу "Ту-104" одесского авиаотряда – из 119 находившихся на борту человек погибли 59. Это ЧП стало последней каплей: в течение года все "Ту-104" Министерства Гражданской Авиации СССР были выведены из эксплуатации и списаны. Но вот в вооруженных силах СССР самолет продолжали использовать.
Вплоть до трагических событий февраля 1981-го.
Командующий ТОФ адмирал Эмиль Спиридонов с женой. Снимок сделан за два года до гибели супругов.