Ритуальная компания из Всеволожска совершила революцию в ритуале. Её настырность сподвигла Верховный суд узаконить лазейку в законе о похоронном бизнесе.
Совсем не обязательно, чтобы услуги на кладбищах оказывали только специализированные компании, учрежденные муниципалитетами, хотя это и написано в федеральном законе № 8 "О погребении и похоронном деле" (ФЗ-8). Такое постановление Верховный суд РФ вынес 15 февраля. Документ стал финалом судебного спора между областным ООО "БИС" Романа Маслия и Всеволожской городской прокуратурой, но, как всякое постановление Верховного суда, полностью касается похоронного бизнеса страны.
Да, этот бизнес регулирует ФЗ-8, согласно которому "организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления", а "оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела", создаваемыми этими органами. "БИС" же таковой не является, потому как создана частным лицом. Именно на этом основании прокуратура потребовала от компании прекратить обслуживание сразу 10 кладбищ Всеволожского района.
Компания проявила редкое упорство и за полтора года тяжбы доказала: чтобы обслуживать кладбища и зарабатывать на погребениях, совсем не обязательно быть ни специализированной службой, ни учрежденной органом местного самоуправления.
Для этого есть 6 статья закона "О погребении", где прописано:
"В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц (родственников или тех, кого умерший просил похоронить себя перед смертью - ред.) от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего".
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области истолковал эту позицию шире. В решении суда от февраля 2020 года сказано:
"Федеральный закон […] предусматривает […] осуществление погребения за счет родственников или лиц, взявших на себя обязанность по погребению умершего. В последнем случае […] лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение […] могут быть оказаны ритуальные услуги (в том числе услуги по погребению) любым лицом, оказывающим данного рода услуги".
Так, 15 февраля 2021 года Верховный суд утвердил эту позицию, и она теперь станет руководством к исполнению для взаимоотношений между отвечающими за кладбища органами местного самоуправления и частными компаниями, желающими оказывать на этих кладбищах ритуальные услуги по всей стране.
Конкретно компании "БИС" осуществленный ею переворот в похоронной отрасли не помог. Тот же Верховный суд одобрил вторую претензию Всеволожской городской прокуратуры — раз контракт со Всеволожским МБУ "Ритуальные услуги" компания "БИС" заключила без конкурса, что противоречит законодательству о защите конкуренции, поэтому он должен быть расторгнут.
В прокуратуру по этому поводу пожаловался директор муниципальных "Ритуальных услуг" Павел Руденко, кто пребывает в стабильной оппозиции с большинством частных ритуальных компаний, входящих в областную Ассоциацию ритуальных организаций "ПроЖИЗНЬ". Ее связывают с бизнес-интересами самой влиятельной на рынке ритуальных услуг Ленинградской области фигурой — профессором петербургского Финэка Сергеем Михайловым.
Договор между ООО "БИС" и муниципальными "Ритуальными услугами" заключен в апреле 2017 года, когда МБУ возглавлял Игорь Евтишенков. Уведомление о расторжении договора компания получила в январе 2019-го, спустя месяц после назначения на пост директора учреждения Павла Руденко. Игорь Евтишенков тем временем стал обвиняемым в деле о взятке, отправленном недавно во Всеволожской городской суд. Второй обвиняемый — бывший чиновник и муниципальный депутат Валерий Половинкин. Одним из заявителей является как раз Сергей Михайлов. Фабула дела: взятки за "общее покровительство" другой входящей в Ассоциацию "ПроЖИЗНЬ" фирме — "Всеволожской ритуальной компании".
Все же, за поступок юристов ООО "БИС" ритуальный мир должен. Это что-то из категории "грудью за общее дело". Ведь свои позиции на 10 кладбищах компания утратила.
Лев Годованник
для 47news
Кладбища, которые обслуживало ООО "БИС":
Дубровское кладбище,
Пундоловское кладбище в деревне Суоранда,
Рахьинское кладбище в поселке Рахья,
Ириновское кладбище в поселке Ириновка,
кладбище в деревне Вартемяги,
Масловское кладбище в деревне Маслово,
Новосаратовское кладбище в деревне Новосаратовка,
Свердловское кладбище в поселке имени Свердлова, микрорайон 2,
Овцинское кладбище,
Озерковское кладбище.