После того, как правительство Ленобласти отобрало у муниципалитетов компетенции на ритуальном рынке, над ним, наконец, сложилась новая властная вертикаль.
На территории Ленинградской области с 1 января начал действовать региональный закон "О перераспределении полномочий в сфере погребения и похоронного дела между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области". Он лишает органы местного самоуправления большинства рычагов влияния на кладбищенский бизнес, предоставленных им федеральным законом №8 "О погребении и похоронном деле", на основании одной из статей того же закона.
По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат), в Ленобласти ежегодно умирает около 24 000 человек. В Комитете общественных коммуникаций Ленинградской области сообщили, что в региональном правительстве не ведется единый учет захоронений на местных кладбищах. По сложившейся практике соотношение кремируемых к захораниваемым составляет примерно 60% к 40%. Количество захораниваемых на кладбищах в Ленинградской области можно оценить примерно в 14 000 человек.
Средний ценник погребения с установкой могильной плиты и весьма скромного памятника составляет 100 000 - 150 000 рублей. Рынок кладбищенских услуг Ленинградской области оценивается сегодня до 2 млрд рублей в год.
С 1 января управлять им будут, в основном, не органы местного самоуправления, как раньше, а областной комитет правопорядка и безопасности. И чуть-чуть другие комитеты. Подробности рассказала автору статьи председатель комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Лира Бурак. Она является заместителем главы комиссии, которую создали в областном правительстве для исполнения нового регионального закона. Руководит комиссией вице-губернатор Михаил Ильин.
Услуги, входящие в так называемый гарантированный перечень, возложены на комитет по социальной защите населения и комитет по тарифам и ценовой политике. Первый должен будет установить требования к их качеству, второй - определить стоимость. Речь об оформлении документов, гробе, доставке тела, кремации и выдаче урны с прахом. Такой перечень безвозмездных услуг определяет федеральный закон.
Не стоит думать, будто получить всё это может любой желающий - в основном, бесплатно хоронят безродных и отказников. У первых нет родственников или не представляется возможным их найти, у вторых родственники имеются, но желание озаботиться похоронами отсутствует.
Деньги на такие захоронения выделяет бюджет, а получают их специализированные службы, которые оказывают ритуальные услуги в каждом конкретном случае. Применительно к Ленобласти предоставить гроб и довезти тело до крематория может любая компания, но крематорий все равно один - петербургский.
Так что новыми наделенными властью фигурами на рынке областного ритуального бизнеса становятся председатели двух упомянутых комитетов - Анастасия Толмачева и Евгений Андреев соответственно. Это в хорошем смысле слова номиналы - они подготовят нормативные документы и, надо полагать, иногда будут что-то менять в них. То и то на реальную расстановку сил в похоронном бизнесе, скорее всего, не повлияет.
Третьим высокопоставленным "номиналом" в областной похоронке становится председатель комитета по управлению государственным имуществом Андрей Карельский. За ним - размеры бесплатных земельных участков на кладбищах. По этому поводу имеется сложившаяся практика, предполагающая возможность подхоронения близкого родственника. Работниками областного КУГИ предстоит, по сути, перенести её на свой фирменный бланк, а главе комитета расписаться.
Все самое интересное досталось комитету правопорядка и безопасности Ленинградской области. Председатель комитета Вячеслав Рябцев - новая весомая фигура региональной похоронки. Его ведомству предстоит устанавливать правила содержания мест погребения и порядок деятельности всех кладбищ - общественных, где хоронят до сих пор, а также военных и мемориальных, где, как правило, никого не хоронят, но на содержание которых все равно выделяются бюджетные деньги.
Масштаб впечатляет: по данным областного комитета общественных коммуникаций, в регионе 848 общественных кладбищ и 641 воинское захоронение.
От подчиненных Вячеслава Рябцева зависит теперь, как будут содержаться областные кладбища. А от "как", по сложившейся практике, зависит и "кто". Ведь "как" - оценочное понятие, которое может пониматься по-разному в зависимости от текущих взаимоотношений на каждом конкретном кладбище.
Если говорить о вертикали, то над Вячеславом Рябцевым - вице-губернатор по безопасности Михаил Ильин. В двери этих двух персон могут стучаться те игроки областной похоронки, которые располагают такими возможностями.
Ритуальным компаниям интересны бюджетные деньги, выделяемые на бесплатные погребения - но к ним получат доступ те, кто на рынке. Закон четко определяет: это специализированные службы, учреждённые органами местного самоуправления, или частные компании, с которыми такие службы заключают договоры.
Дверь в этот лабиринт открывают руководители таких органов. Еще муниципалитеты могут создавать кладбища (что происходит довольно редко) и следить за санитарией при их содержании. Довеском - право приостанавливать и даже прекращать деятельность на кладбищах при угрозе экологии или здоровью людей. Такое может случиться, например, если из-за нарушения дренажа грунтовые воды начнут вымывать содержимое захоронений на засаженные поля. Кстати, право закрыть кладбище есть только у органов местного самоуправления – никто другой не может похвастаться такими полномочиями.
Директор Всеволожского МБУ Павел Руденко не уверен, что областной закон изменит ситуацию в лучшую сторону:
"Это только вопросы ценообразования на гарантированный перечень ритуальных услуг, предоставляемых родственникам покойных бесплатно. Раньше цены устанавливали районные администрации, теперь будет область. Это не принципиально. Но, в муниципальных образованиях лучше знают, какое у них проживает население и каковы его материальные возможности. Так что такая централизация вряд ли будет выгодна простым людям. Жители Всеволожского и Киришского районов имеют иной доход, нежели, к примеру, жители Подпорожья или Тихвина…", - сказал Павел Руденко корреспонденту 47news.
Генеральный директор крупнейшего в области ритуального ООО "Всеволожская ритуальная компания" Александр Купкин говорит: "Пока ещё непонятно, как это будет в действии".
Лев Годованник
для 47news
До 1 января ФЗ-8 позволял органам МСУ:
- устанавливать требования к качеству и стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню;
- принимать решения о создании кладбищ и предоставлять для этого земельные участки;
- устанавливать размер бесплатно предоставляемых участков с учетом будущего подхоронения близкого родственника;
- устанавливать санитарные, экологические требования к содержанию кладбищ, приостанавливать и даже прекращать деятельность на кладбищах при возникновении угрозы экологии или здоровью людей, принять меры к устранению такой угрозы;
- устанавливать правила содержания мест погребения;
- определять порядок деятельности общественных, вероисповедальных, воинских, военных мемориальных кладбищ, стен скорби и крематориев;
- создавать "специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые … возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших", и определять порядок их деятельности.
С 1 января Суворовский отобрал от местных властей 7 функций, которые до того предоставлял им ФЗ-8. Теперь областное правительство будет устанавливать:
- требования к качеству услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню;
- требования к их стоимости;
- размер бесплатно предоставляемых участков на территориях кладбищ;
- правила содержания мест погребения;
- порядок деятельности общественных кладбищ;
- порядок деятельности воинских и военных мемориальных кладбищ;
- порядок деятельности крематориев (которых в Ленинградской области нет).
Органам МСУ остается:
- принимать решения о создании кладбищ и предоставлять для этого земельные участки;
- устанавливать санитарные, экологические требования к содержанию кладбищ, приостанавливать и даже прекращать деятельность на кладбищах при возникновении угрозы экологии или здоровью людей, принять меры к устранению такой угрозы;
- определять порядок деятельности вероисповедальных кладбищ и стен скорби;
- создавать "специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые … возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших", и определять порядок их деятельности.