На погостах Всеволожского района сменились хозяева – ради муниципалов изгнали частный бизнес. Но вокруг появились новые коммерсанты. 47news показывает схему - в неё уже вглядываются антимонопольщики.   

В суде Всеволожска 23 марта состоится по сути первое заседание по делу экс-заместителя главы администрации Всеволожского района Валерия Половинкина и бывшего директора районного муниципального предприятия “Ритуальные услуги” Игоря Евтишенкова. Оба обвиняются во взятках за покровительство похоронному бизнесу. С момента задержания прошёл год. С тех пор в расстановке местных ритуальных сил многое поменялось - рынок консолидировали муниципальные предприятия поселений. Но, похоже, это формальности.

Так, с рынка ушла “Всеволожская ритуальная компания”, работавшая на 9 кладбищах. Её учредитель, профессор Сергей Михайлов заявил, что его “выдавили",  после того как он отказался платить Половинкину и заявил на него органам. Свои позиции на 10 кладбищах утратило ООО "БИС". Отодвинули и братьев Лиокумовичей, сидевших с 90-х на богатом Кузьмоловском.

Если в целом, то с 1 января вступил в силу областной закон о "О перераспределении полномочий в сфере погребения и похоронного дела”. По нему большинство полномочий муниципалов перешли на уровень субъекта. Но на практике всё пока по-прежнему, поскольку нет подзаконных актов.      

У выдавливания частников была идеология с прокуратурой во главе - навести порядок и причесать цены на услуги. Процесс доходил до физических стычек, стрельбы и тарана противников гробом с телом.

47news взглянул на то, что получилось после смены власти на погостах. Выяснилось, что в последнее время в прокуратуру, Роспотребнадзор и ФАС обращаются родственники усопших с жалобами на ту же стоимость погребения.

По закону близким и представителям умершего предоставляется безвозмездный перечень услуг: оформление необходимых документов, предоставление и доставка самого простого гроба, перевозка тела на кладбище, погребение. Гарантированные услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела, расходы ей возмещает государство — 6 тысяч рублей. Все остальные услуги могут оказывать компании с соответствующим видом деятельности.   

Фабулы недовольств примерно однотипны: человек умирает, на место приезжает участковый, а следом представитель МУП. Родственникам обходительно сообщают, что всё будет оформлено как полагается: вывоз тела, подготовка усопшего, принадлежности, венки и прочее. И беспокоиться о бытовом не стоит, нужно лишь подписать доверенность на представление интересов в морге. Но сами услуги якобы зачастую оказывает не МУП, а некие компании и индивидуальные предприниматели. В Сертолово рассказывают о случаях, когда вслед за участковым сразу приезжает агент коммерческой ритуальной компании.  

В итоге же стоимость гарантированных и сопутствующих услуг вырастает до приличных сумм. Как выразился в разговоре с 47news один из собеседников в полиции, "хоронят частники, а МУПы - это инструмент". На вопрос, зачем муниципалы отдают свои предполагаемые доходы, собеседник промолчал.

В подобную ситуацию попали родные Алексея из Сертолово.

- Вызвали спецтранспорт для вывоза. А с ним приехал агент, представился от МУПа. После того как тело увезли, остался. Обещал всё по госценам и даже что-то бесплатно. Согласились и отдали паспорт умершей. Он взял предоплату, выписал квитанцию. Мы потом смотрим, а там какой-то ИП Морозов. Опомнились, поехали деньги забирать и паспорт в этом МУПе.

На кладбищах, где работают муниципальные предприятия, тоже нюансы. 47news нашёл пример. По словам родственника местной жительницы Анны, в прошлом году она хоронила свою 87-летнюю бабушку на кладбище в Углово. 

- Приехали туда, нам сказали сразу - одинарное место 40 тысяч рублей. Двойное, чтобы можно было подзахоронить родственника, - 80 тысяч. Я ещё удивилась, пару лет назад хоронил там тестя, за всё отдал значительно меньше. Сторговались на 60 тысячах. Нам вынесли чек от МБУ "Ритуальные услуги" на 8830 рублей. Мы спрашиваем, а где на остальную сумму? Ответили, что в день похорон выдадут. Но в итоге дали квитанцию от какого-то ИП Радионов на 51 тысячу. И все.

Средняя цена погребения с установкой могильной плиты и весьма скромного памятника составляет сегодня от 100 до 150 тысяч рублей. Но цены по районам неоднородны, Всеволожский район - один из самых дорогих. Весь рынок кладбищенских услуг Ленобласти оценивается под 2 млрд рублей в год.

47news нашёл несколько компаний, работающих, скажем так, рядом с всеволожскими МБУ. Так, ООО “Ритуальная компания”, по данным СПАРК-Интерфакс, зарегистрировано летом 2019 года в посёлке Лебяжье Ломоносовского района с видом деятельности “организация похорон и предоставление связанных с ними услуг”. Среднесписочная численность персонала ровно 1 человек, финансовой отчётности не видно. Владелец и гендиректор Роман Артемьев. Связаться с ним не удалось.

Ещё один, как говорят, подвизавшийся коммерсант - индивидуальный предприниматель Александр Морозов. Зарегистрирован ИП в июне 2020 года в Петербурге. В видах деятельности десятки позиций, от торговли фруктами до похорон. Информации о финансовых достижениях нет. К слову, судя по квитанции-договору, позиция “гроб простой” стоит у бизнесмена 26 тысяч, а аренда катафалка 13 тысяч. Любопытно, что на квитанциях у ИП Морозова и “Ритуальной компании” одинаковая эмблема.

Замечают рядом с МБУ и ИП Игоря Звездина и уже упомянутого ИП Радионова. Последний занялся бизнесом в 2019 году. В видах деятельности - в том числе похоронка. Представители оставляют товарные чеки и собственные бланки, мало весящие с правовой точки зрения.

Как говорят, чаще всего указанные компании можно заметить в Сертолово, Токсово и Всеволожске. Там работают соответственно МБУ “Ритуальные услуги” Сертолово, “Токсовская служба заказчика”, “Ритуальные услуги” МО Всеволожского района.

Кстати, в отделе полиции Сертолово на доске с информацией можно увидеть объявление, набранное крупным шрифтом: “Телефон спецтранспорта по вывозу тел строго по данному номеру “8 800 550 57 85”.

На звонок отвечает мужчина, сообщает, что это МБУ “Ритуальные услуги” во Всеволожске, а занимаются они вывозом тел. Отметим, что в местных газетах также встречаются заметки о том, что после смерти родственника нужно сразу звонить в МБУ.

Как сообщили 47news в Управлении ФАС по Ленобласти, на 29 марта назначено рассмотрение очередной жалобы физлица на нарушении антимонопольного законодательства в действиях МБУ "Ритуальные услуги" Всеволожского района. Одна такая проверка уже была по обращению другого гражданина.

- По результатам Управление усмотрело признаки нарушения Закона “О защите конкуренции”. Помимо функций специализированной похоронной службы МБУ наделено и административно-распорядительными полномочиями органа местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Это может повлечь ограничение конкуренции на рынке этих услуг в районе, ввиду создания преимущественных условий для деятельности хозяйствующего субъекта, - сообщили 47news в ведомстве.

По словам одного из опрошенных юристов, с редким профилем работы с похоронными компаниями, нынешняя правовая конструкция вполне устойчива.

- Администрация заключает договор с бюджетным учреждением, а оно в полном праве привлекать субподрядчиков. Если у муниципалитета возникают претензии к качеству оказания услуг, МБУ экстраполирует их на своих подрядчиков. Важно, что они должны привлекаться по конкурсу. Но здесь нюанс — конкурсная процедура обязательна только для услуги по захоронению, а на благоустройство кладбищ, вывоз мусора, установку памятников законодательство позволяет заключать контракт напрямую.

По словам собеседника, последний тезис - возможность для уловки. "Появляется такая компания, огораживается забором в рамках благоустройства и выгоняет вагончики с конкурентами за периметр, а на самом кладбище уже предлагает свои услуги родственникам умерших".   

Отметим, что разговоры о том, что муниципальные учреждения должны проводить  конкурсы на оказание услуг бизнесменами, идут давно. Но активности в этом направлении не наблюдается.

Мы связались с директором МБУ "Ритуальные услуги" Всеволожского района Павлом Руденко. По его словам, процесс вытеснения ранее обосновавшихся частников  продолжается, но инициатор не власти района, а прокуратура.

 - Вы слышали о том, что вокруг МБУ появились коммерсанты, которые отбирают у вас хлеб прямо у вас под носом. И чуть ли не прямые договоры на это заключают с вами?

- Нет, не слышал про такое. Был некий Радионов, но там всё по закону, он благоустройством занимался. Если работы входят в перечень гарантированных, то мы сами всем занимаемся.

- Но конкурсы не проводите на выполнение остальных работ?

- Нет, конкурсы не проводились. После того как нам пару раз те, кто из бывших, снесли процедуры, решили всё сами. Если родственники хотят чего-то большего, они могут обращаться в коммерческие структуры. Либо к нам, ограды, памятники можем заказать.

- То есть неформального общения с частниками нет?

- Нет. Частники нам не нужны. У нас большой социальный пласт, хороним безродных и отказников. Но выделяемые деньги не покрывают затраты. А в комитете по финансам нам говорят, хватит просить деньги, сами зарабатывайте.

Если о неофициальных мнениях, то в процессе консолидации рынка в сторону МУПов во Всеволожске заговорили о появлении в районе бизнес-интересов известных в своём кругу братьев Александра и Михаила Скворцовых. Михаил, гендиректор и основной владелец фирмы "Похоронный дом". 47news упоминал эту компанию - работает на 13-ти петербургских кладбищах и занимает третью строчку в рейтинге кладбищенского бизнеса. Братья исторически из Ломоносовского района.

Из недавнего: в январе арестован Александр Анохин. С осени прошлого года его часто видели на встречах, связанных с конфликтами между ритуальными компаниями, предоставляющими услуги на кладбищах Всеволожского района. Кстати, Анохин вряд ли сможет опровергнуть свою  роль  - "смотрящего" за колониями. Но это уже совсем другой мир.     

47news спросил представителей компаний, которых вынудили уйти с рынка, собираются ли они предпринимать попытки вернуться. В "ВРК" сообщили, что возврат на рынок не исключён, но в другой ипостаси юрлица, и если МБУ начнут проводить прозрачные конкурсные процедуры. Сотрудник ООО "БИС" пообещал передать вопрос гендиректору Роману Маслию. Представитель братьев Лиокумовичей сообщила, что сейчас идёт борьба в судах за возвращение на Кузьмоловское кладбище.

Пока же ситуация похожа на замену одних игроков на таких же, но с властным ресурсом.   

Виктор Смирнов,
47news