Правительство Ленобласти лишило "Содружество" зернового проекта в Батарейной после возмущений экологов. 47news нашел противоположный взгляд того же правительства.
Об отказе правительства Ленинградской области предоставить 100 гектаров земли в бухте Батарейная для строительства морского терминала по перевалке зерна крупнейшему профильному холдингу страны - группе "Содружество" Александра Луценко стало известно утром 22 марта.
"В ходе переговоров в администрации Ленобласти компании "Содружество" предложены альтернативные участки для размещения производства и портовых мощностей в Ленобласти. В настоящее время компания изучает возможные территории для выбора участка. Альтернативные варианты не затрагивают побережье бухты Батарейная в Ломоносовском районе…" - сообщается в правительственном телеграм-канале.
В целом, подробности понятны - проект в Батарейной бухте Финского залива стал самым нервным портовым проектом в 2020 году. Он вызвал возмущение местных жителей, которые обращались во всевозможные инстанции с просьбой оставить им эту бухту для отдыха. Мотивация - не загрязнять. Прошлым летом пресс-служба Александра Дрозденко заявила о проведении в связи с обращениями граждан дополнительной экологической экспертизы проекта. В феврале в Батарейной состоялся стильный флэшмоб: балерина Мариинского театра Илмира Багаутдинова станцевала прямо на льду в балетной пачке.
Судя по хронологии, танец произвел на чиновников решающее впечатление. Спустя месяц вместо результатов повторной экологической экспертизы появилось сообщение о переносе проекта. Однако есть письмо, которое бывший заместитель председателя областного комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Антон Финогенов адресовал жителям ближайших к Батарейной населенных пунктов и садоводств в июне 2020 года, за 3 месяца до своего увольнения.
Не будем касаться экономической составляющей документа, где чиновник убедительно обосновал полезность терминала именно в этом месте. Понятно также, что его выгоду в Усть-Луге можно обосновать не хуже, везде же есть свои плюсы и минусы. Но как раз минус бухты Батарейная, который под видом плюса расписал Финогенов, полностью перечеркивает экологическую подоплеку.
"Территория, планируемая для реализации проекта, является бывшей базой заправки подводных лодок… В границах земельного участка располагался военный городок… включающий в себя 22 объекта недвижимого имущества… Объекты находятся в крайне неудовлетворительном состоянии и рассредоточены по территории земельного участка. Среди объектов… имеются несколько подземных хранилищ, которые ранее использовались в целях хранения топлива… В указанных резервуарах и на сегодняшний день имеются остатки высокотоксичного торпедного топлива…
Отдых… включая купание в водоемах… может нанести серьёзный вред жизни и здоровью людей. Учитывая наличие в бухте Батарейная остатков объектов недвижимого имущества, ранее использовавшихся в интересах Минобороны России, … отдых и купание на данной территории являются небезопасными…"
Получается, что танец в Батарейной, когда она покрыта слоем льда, - единственный безопасный вид отдыха. Пока там, конечно, не проведена полноценная рекультивация территории. А произошедшее влияет, скорее, не на экологию, а на развитие рынка морской перевалки зерна в Ленинградской области.
Рынок этот особенный. В отличие от других видов грузов, он тут отсутствует. В 2020 году все областные порты вместе взятые перевалили 165 тысяч тонн зерна - меньше 0,4% их федерального морского экспорта. Между тем, бывший министр транспорта России Евгений Дитрих во время посещения строящегося в Усть-Луге терминала "Новотранса" в сентябре прошлого года четко обозначил приоритеты: правительству России от областных портов нужна сначала перевалка зерна, а потом все остальное.
Этим приоритетам соответствуют сегодня два проекта:
- "Новотранс" Константина Гончарова обещает переваливать 8,3 млн тонн зерна в год с 2024 года;
- "Приморский УПК" Ильи Трабера прогнозирует морскую перегрузку 7 млн тонн зерна в год;
- "Технотранс" Виктора Чуйкина планирует строительство зернового терминала в порту Высоцк мощностью 4 млн тонн в год.
"Содружество" предполагало ежегодно переваливать в Батарейной до 10,4 млн тонн зерна после 2027 года, вложив в проект 35 млрд рублей.
47news связался с Александром Головизниным, директором по направлению "Логистика и аналитика" ООО "Морстройтехнология". Это проектная компания, подбиравшая "Содружеству" участок для терминала.
- Предложение перенести проект в Усть-Лугу, с моей точки зрения, говорит только о недостаточном понимании специфики теми чиновниками, которые посоветовали сделать это губернатору. Мы изучали Усть-Лугу на предмет возможности размещения там еще одного зернового терминала и пришли к однозначному выводу: с учетом специфических требований "Содружества" к участку, там это невозможно. Усть-Луга занята, застроена, там элементарно не хватает логистического ресурса для еще одного крупного терминала, - сказал эксперт.
- Полагаете, заявление областного правительства - вежливая форма отказа?
- Не думаю. Мне кажется, это недопонимание ситуации, которое приведет в тупик. Занимая такую позицию, Ленобласть рискует потерять серьезного инвестора, обладающего собственным ресурсом для загрузки терминала.
Похоже, "Новотранс" и "Приморский УПК" готовы искать владельцев зерна, которые захотят экспортировать его на их мощностях. Собственная грузовая база на рынке морской логистики традиционно считается весомым конкурентным преимуществом.
Лев Годованник для 47news
Генеральный директор ООО "Управляющая компания "Содружество" Александр Шендерюк-Жидков на звонок корреспондента 47news с просьбой о комментарии не отреагировал. В пресс-службе губернатора и правительства Ленинградской области сообщили, что "Содружеству" предложено выбрать один из нескольких участков в Усть-Луге, и просили пока не требовать подробностей.