Суд поставил вне закона чертежи Минобороны на миллиардные контракты. Скоро обслуживать корабли ВМФ и силовые установки АЭС придется нелегально.

Определение о признании недействительным договора, на основании которого ООО "Кингисеппский машиностроительный завод" (КМЗ) приобрело у ЗАО "Производственное объединение "Дизель-Энерго" комплект технической документации на производство силовых установок для кораблей ВМФ и атомных станций, опубликовано 26 марта. Документ вынес Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области в рамках процесса о банкротстве "Дизель-Энерго".

Определение судьи ставит в тупик - она фактически обвиняет КМЗ в использовании недействительного договора с целью обмана заказчиков: мол, КМЗ формирует впечатление, будто предприятие законный обладатель чертежей, позволяющих ремонтировать и обслуживать дизеля. Но основные заказчики - Минобороны и Минпромторг - в июне 2018 года сами назначили КМЗ держателем документации.

Изначально принадлежащие Минобороны документы находились у госпредприятия "Фирма "Русский дизель", которое, собственно, и изготовило все 150 действующих сегодня на флоте судовых двигателей. В 2005 году предприятие ликвидировано без правопреемника. Но двигатели надо эксплуатировать и чинить, что без чертежей и спецификаций, мягко говоря, затруднительно. Флоту нужен официальный держатель документации, способный с ее помощью поддерживать двигатели в работоспособном состоянии. Для держателя чертежей и спецификаций это означает гарантию контрактов на много лет вперед. Это миллиарды, и, судя по всему, на них нашлись другие претенденты.

Признанный недействительным по инициативе конкурсного управляющего "Дизель-Энерго" Полины Ковшовой договор датирован 7 июня 2016 года и имеет два варианта, отличные друг от друга ценой. В одном стратегические чертежи оценены в 20 000 рублей, в другом - в 800 000. Более того, датой его фактического подписания суд назвал 14 августа 2017 года, когда один из вариантов договора появился в публичном обороте. И это кое-что меняет. К тому моменту в отношении продавца чертежей "Дизель-Энерго" уже несколько месяцев как была запущена процедура банкротства.

Странности в договоре оценила и экономическая полиция. В прошлом марте в следствии Фрунзенского района Петербурга возбудили уголовное дело о мошенничестве. Версия: сложивший с себя за день до 7 июня полномочия генерального директора "Дизель-Энерго" Алексей Лазарев продал от имени компании документацию, а 800 тысяч рублей ушли на выполнение обязательств "Дизель-Энерго" по другому оборонному заказу.

Судья усомнилась в реальности расчетов на те самые 800 000 рублей, а договор с КМЗ назвала "сделкой, совершенной с неравноценным встречным исполнением". Это странно - как полицейское следствие заподозрило бы Алексея Лазарева в хищении, если бы КМЗ не отправило на счет "Дизель-Энерго" эту сумму? Но судья считает лукавой роль именно кингисеппских машиностроителей:

"Арбитражный суд считает… что единственной целью создания оспариваемого договора и введения его в оборот являлось введение в заблуждение третьих лиц, включая различные органы Российской Федерации и иностранных государств, о наличии у ООО "КМЗ" необходимых компетенций на рынке производства и ремонта дизелей, дизель генераторов и дизельных электростанций ранее производимых ГП "Русский дизель"…" - написано в мотивировочной части судебного определения.

Если определение от 26 марта вступит в законную силу, ситуация станет тупиковой. Ведь суд, по сути, указал, что законных владельцев документации вообще не существует - у "Русского дизеля" нет правопреемников.

"Определение суда противоречит материалам дела и установленным в процессе его рассмотрения фактам, нормам материального и процессуального права и будет оспариваться в апелляционном суде", - заявила руководитель юридической службы КМЗ Марина Ведмук.

2 апреля апелляционная жалоба "Кингисеппского машиностроительного завода" зарегистрирована Тринадцатым арбитражным апелляционным судом.

Лев Годованник для 47news

Про чертежи "Русского дизеля":

Каким-то образом документы оказались у ЗАО "ПО "Дизель-Энерго". С февраля 2017 года оно банкротится, зато в декабре 2015-го появилось АО "МК "Дизель-Энерго", на сайте которого можно прочитать: "АО … образовано … на базе ЗАО "ПО "Дизель-Энерго", которое … в свою очередь являлось правопреемником ГП "ПО "Русский дизель".

Трудно определиться с отношением к этому заявлению, когда Федеральная налоговая служба в лице МИФНС-17 констатирует отсутствие у госпредприятия официальных правопреемников.

Спустя 5 дней после регистрации второго "Дизеля", 14 декабря 2015 года, тогдашний генеральный директор первого Алексей Лазарев передал документы новорожденному, а через год возглавил его.

30 декабря 2015 года первый "Дизель" передал техническую документацию в собственность Алексею Лазареву. Он тогда ещё возглавлял предприятие - видимо, подарил самому себе. Конкурсный управляющий первого "Дизеля" Полина Ковшова попыталась оспорить сделку - ничего не вышло. Судье Ольге Голоузовой не удалось увидеть подлинник договора, и она не отважилась принять решение по копии. Соответствующее определение опубликовано 2 февраля 2021 года.

А ещё в распоряжении редакции имеется и копия договора между первым "Дизелем" и польской компанией Spolka z Organiczona Odpowiedzialnoscia "Dimida" от 28 апреля 2016 года. Из документа следует, будто Алексей Лазарев передал полякам на 5 лет техническую документацию за 25 тысяч евро.

На сегодняшний день из всех известных 47news договоров следует, что конструкторская документация "Русского дизеля", кроме КМЗ, имеется у:

  • ЗАО "ПО "Дизель-Энерго";
  • АО "МК "Дизель-Энерго";
  • Алексея Лазарева лично;
  • Польской Dimida.