За достройку домов "Петростроя" взялись те, кто имеет опыт финансовых пирамид. Сам девелопер завёл не туда даже деньги с эскроу-счетов ЖК Lampo. Тому, кому не дали улететь в Занзибар, стыдно.

В самом конце прошлой недели прошла встреча дольщиков компании "Петрострой" с региональными властями. Судя по опубликованной видеозаписи с мероприятия, застройщик, прибавивший правительству Ленобласти разом 6272 проблемные квартиры, рискует войти в историю долевого строительства как один из наиболее дерзких.

Дмитрий Ипатов, Сергей Ломакин, Михаил Москвин; printscreen видео

Хедлайнером встречи стал первый заместитель прокурора Ленобласти Сергей Ломакин, а обычно исполняющий эту роль вице-губернатор по строительству Михаил Москвин сидел по левую сторону от него. Самым неожиданным, впрочем, было появление в зале директора и совладельца "Петростроя" Дмитрия Ипатова. Мы рассказывали, что 21 марта следователи сняли его с рейса на Занзибар, а до того было возбуждено уголовное дело по хищению у дольщиков 5,2 млрд рублей.

Ипатов, выйдя к трибуне, несколько раз извинился за то, что довёл до такой ситуации.

- Всё это время я был не публичным человеком. Сейчас я специально снял маску, чтобы концентрированное зло видели лицом к лицу, - коряво, но объяснил он.

Прокручивая свою историю краха, Ипатов рассказал, что основным лейтмотивом его бизнеса было строительство доступного жилья для граждан. Кстати, действительно, цены в жилых комплексах девелопера всегда отличались даже по меркам Ленобласти. Года четыре назад однушку здесь можно было купить за 1,2 млн рублей, по крайней мере, так дело представляла агрессивная реклама. Политика привлечения новых дольщиков столь же стремительна и сегодня. В новом ЖК Lampo во Всеволожске рекламируются квартиры за 1,8 млн рублей, таких цен давно нет на рынке.

Начинал бизнес, как вспомнил Ипатов, вместе с подругой матери, Людмилой Яковлевой. Эту явно немолодую женщину он описал как бойкого бизнесмена. Именно она в 2006 году поверила в него, дала денег на строительство "маленького дома в одной далёкой области, откуда мы все родом". Спустя годы компания вошла в ТОП-10 региональных застройщиков (видимо, Ленобласти – ред.), но всё испортили сами дольщики. К 2018 году они подали столько исков на неустойки, что финансовое положение фирмы быстро пошатнулось, образовался кассовый разрыв, и от шока организация не может отойти до сих пор.

- Мне очень стыдно, что я довёл до такого состояния такое количество людей, - ещё раз произнёс Дмитрий Ипатов в зал.

Вышедший по команде прокурора Ломакина судебный пристав, впрочем, ответила на любопытство собравшихся и рассказала: из-за исполнительных листов покупателей "Петрострою" пришлось расстаться с 44 млн рублей, иски еще на 117 млн рублей в данный момент находятся в производстве. На удивление присутствующих, мол, как могли иски на миллионы задавить дело, где миллиарды, никто не ответил.

На этой ноте Ипатов пообещал вручить все активы тем юридическим или физическим лицам, кто поможет достроить дома.

- Никакие активы не выводились, несмотря на заявления в жёлтой прессе", - сообщил он, очевидно, имея в виду 47news.

Мы рассказывали, что "Петрострой" уже перевёл на другие компании, в том числе аффилированные с собой, 40,6 Га, только кадастровая стоимость этого земельного банка оценивается в миллиард рублей.

По словам Михаила Москвина, непроданных квартир, в принципе, действительно не так мало. В ЖК "Материк" - 29, в ЖК "Северный вальс" - 918, в ЖК "Чистый ручей" - 497. Стоят они, по скромным оценкам, от четырёх миллиардов рублей.

До 1 июля правительство Ленобласти будет помогать с аудитом "Петростроя", и к этому моменту станет ясно, куда двигаться дальше. В тот же срок должны ввести в эксплуатацию секции А, Б, В, Г ЖК "Материк" и первую очередь "Северного вальса". Это 1646 квартир. Ипатов заверил насчёт "Чистого ручья": 5 корпус сдадут в III - IV квартале 2021 года, 6-7 – во II квартале 2022 года. Это ещё 1630 квартир.

Как пообещал Москвин, чиновники возьмутся за разрешение бюрократических процессов по получению доступа к воде и вводу котельной, а также найдут, кому достроить дорогу. Собственно, это основной камень преткновения, из-за которого тот же "Северный вальс" находится в состоянии почти готового последние года два, но не может стать полноценным домом. Также Москвин вскользь упомянул, что ему неясно, куда делись 700 млн рублей, отосланные в рамках актов о выполнении работ неким подрядчикам, которые деньги приняли, но ничего не сделали.

К началу июля станет точно известно, сколько нужно средств на достройку объектов, сможет ли фирма достроить за счёт перераспределения своих активов. В случае получения отрицательного ответа либо придётся искать инвестора, способного вложить своё, пойти либо по пути банкротства, что подразумевает в не скорой перспективе вмешательство Фонда защиты прав обманутых дольщиков.

Тут люди в зале начали спрашивать, почему Дмитрий Ипатов до сих пор на свободе. Прокурор Ломакин напомнил, что подобного рода вопросы решает не прокуратура. Москвину прилетела фраза: "Вам не кажется, что вы слишком мягкий?"

- Рукоприкладством заниматься не могу, - ответил он.

В ходе обсуждения вскрылась неприятная вещь, которая, если она подтвердится, перебьёт по степени размаха всё высказанное. Несколько дольщиков в разные промежутки времени рассказывали, что деньги, отданные за квартиры в ЖК Lampo, были потрачены на строительство других объектов. Хотя должны были лечь на эскроу-счета. Это притом, что Lampo строится по схеме проектного финансирования, то есть государство изначально обязуется не допустить вывода средств дольщиков на иные нужды.

Директор Ипатов ничего не отрицал, лишь пообещав некое трёхстороннее соглашение, согласно которому деньги всё-таки поступят туда, куда надо. Москвин заверил, что банк "Дом.рф" не отказывается финансировать проект, потому неважно, вкладываются ли в этот жилой комплекс дольщики. В случае, если эта схема рухнет, в России появится прецедент, ведь эксроу-счета были придуманы для защиты от появления обманутых дольщиков.

Дмитрий Ипатов и Станислав Романюк; printscreen видео

Вишенкой в этом винегрете стало появление на трибуне молодого человека, представившегося как Станислав и сообщившего, что он работает в ООО "Спецпроект". Говорил не дерзко, а даже борзо, и дольщики даже прикрикнули: "Вы таким тоном будете и с нами разговаривать?" Пообещал, что компания достроит весь ЖК "Материк" до следующего лета, а это три корпуса на 1422 квартиры.

- Вот вы кричите "закрыть" Дмитрия Николаевича, а мы достраивали "Ижору парк" за компанией Normann. Вот когда владельца, Владимира Смирнова, увезли, нам сложнее стало строить, - сообщил он и анонсировал в ближайшее же время заливку секции Л бетоном, а за 10 месяцев – "вогнать в монолит секции И, К, Л".

Никто из присутствующих не спросил, как фамилия Станислава, и откуда у него деньги купить бетон. А надо было бы, ведь зовут его Станислав Романюк. Мы рассказывали о нём, когда он вместе с партнёрами пытался построить апарт-отель в Гатчине, а тот же Михаил Москвин этому воспротивился. Другой вид деятельности у Романюка и его партнёров – инвестиции. Директор и владелец упомянутого "Спецпроекта" - Игорь Петров, он же владелец и директор ООО "Е3 инвестмент". Полтора года назад в отношении этой конторы было возбуждено уголовное дело о мошенничестве. Сначала они привлекали деньги простых граждан, поверивших, что можно получать доход под 38%, а потом признались, что денег на выплаты больше нет, и предложили скинуться на апарт-отель у станции метро "Дыбенко". Какая гениальная идея появилась в умах молодых людей в этот раз, неизвестно.

Под конец дольщики упрекнули Дмитрия Ипатова в том, что он постоянно кормит их обещаниями.

- Да, мы кормим обещаниями, - не стал отрицать тот.

 

Юлия Гильмшина,
47news