Они впервые рассказали, с кем построят на Дальнем Востоке порт. Их партнеры из Петербурга, Москвы и близкая к министру финансов Силуанову.
Глава правительства России Михаил Мишустин 30 марта утвердил заключение концессионного соглашения с ООО "Многофункциональный грузовой район" (МГР). В рамках ГЧП планируется строительство портового комплекса на восточном побережье Сахалина. Предполагаемые грузы для перевалки - уголь, нефтепродукты, газовый конденсат. Общий объём инвестиций превысит 35,9 млрд рублей. При этом из бюджета на обустройство инфраструктуры будет выделено 3,96 млрд рублей.
Судя по учредителям МГР, портовый комплекс на Сахалине будут строить 5 человек:
- братья Михаил и Евгений Скигины, кому в равных долях принадлежит кипрская TPD Holding Limited, контролирующая 45% долей МГР;
- Предприниматель Роман Белоусов, основной партнер Скигиных в проектах, связанных с производством промышленной конопли и строительством платных дорог. Белоусов возглавляет и TPD Holding Limited братьев Скигиных;
- Алексей Строганов и Ольга Хромченко, они на двоих контролируют 20% МГР, но доля Строганова весомее. Ольгу Хромченко СМИ называют хорошей знакомой министра финансов Антона Силуанова, Алексей Строганов медийно неизвестен.
Правая сторона схемы касается того, что есть. Левая - того, что планируется. Помимо проекта будущего, в котором, к слову, Скигины контролируют 45%, - они через те же TPD Holding Limited и МГР целиком владеют ООО "Порт Поронайск". Это абсолютно реальный портовый комплекс, чьим собственником братья стали в конце 2015 года. Интересную статистику публикуют "Новости Сахалина и Курил". По данным издания, грузооборот сахалинских портов в 2020 году:
- Порт Пригородное — 16,4 млн тонн
- Порт Шахтерск - 12 млн тонн
- Порт Корсаков — 1,7 млн тонн
- Порт Невельск — 1,6 млн тонн
- Порт Холмск — 1,3 млн тонн
Порта Поронайск тут нет, потому что последние два года он не работает, - закрылся на реконструкцию. В пресс-службе Михаила Скигина автору статьи сообщили, что Росморпорт в 2019 году вывел причалы из эксплуатации и планирует провести их реконструкцию. Сроки и форма реализации проекта пока не определены.
По информации сайта Арбитражного суда Сахалинской области создается впечатление, что вся история этой компании состоит из спора с Росмортпортом из-за использования имуществом.
Согласованный премьер-министром концессионный проект предполагает перевалку более 13 млн тонн грузов. Если все так и будет, братья Скигины займут вторую строчку в рейтинге сахалинских стивидоров и фактически войдут в узкий круг самых серьезных бизнес-персон Дальнего Востока.
Михаил Скигин сообщил автору статьи, что новый проект реализует ООО "Многофункциональный грузовой район" (МГР) - именно этой компании предстоит заключить с правительством РФ концессионное соглашение. В ней рядом с принадлежащим братьям через кипрскую TPD Holding Limited "Развитием транспортных проектов" мы видим двух партнеров: Романа Белоусова и компанию "Русдор-Финанс".
Роман Белоусов - партнер Михаила Скигина во многих юрлицах. В таком качестве он с лета 2014 года, когда становится владельцем 51% долей ООО "Платная дорога". Этой компании принадлежат доли (в основном, стопроцентные) в 12-ти других юрлица с похожими названиями в разных регионах, среди которых есть и петербургское. С помощью "Платной дороги" братья Скигины реализуют проект строительства платных путепроводов через железнодорожные пути.
Весь проект замкнут на "Платную дорогу", которая на 49% принадлежит кипрской Tollway Limited, а она, по данным госреестра Кипра, принадлежит в равных долях Михаилу и Евгению Скигиным. Обе материнские компании проекта возглавляет Роман Белоусов.
С 2015 года он появляется в другом проекте Скигиных - производстве промышленной конопли. В нём участвуют 4 российских юрлица, а на вершине пирамиды ООО "Коноплекс" - кстати, крупнейший в России производитель промышленной конопли - чьи 51% долей у Романа Белоусова, а 49% - у кипрского Konoplex Limited, который, по данным госреестра Кипра, целиком принадлежит Евгению Скигину и который возглавляет все тот же Роман Белоусов.
Интервью с Романом Белоусовым получилось в третьем лице (ответы прислал пресс-секретарь, и было бы неправильно с нашей стороны вставлять местоимение "я").
- Как давно вы знакомы с Михаилом Скигиным?
- В 2003 году, когда Михаил Скигин приехал в Петербург, чтобы войти в курс дел на ПНТ, Роман Белоусов работал на терминале руководителем инвестиционно-финансового направления. Он ушел из ПНТ в 2003-м. Контакты возобновились в 2008 году и с того времени поддерживаются. В 2013 году Роман Белоусов предложил Михаилу Скигину реализовать проект по строительству платной дорожной инфраструктуры (ГК "Платная дорога"). В 2014-м было создано совместное предприятие на паритетных началах.
- Какова ваша роль в большинстве бизнес-проектов Скигина?
- Роман участвует лишь в двух совместных проектах с Михаилом, тогда как у Михаила более 10 инвестиционных проектов. Оба совместных проекта связаны с транспортом: создание новой дорожной инфраструктуры с возвратом инвестиций через оплату за проезд и строительство нового морского терминала на Дальнем Востоке.
- Какую сумму вы планируете вложить в проект порта в Поронайске как владелец 35% долей ООО "Многофункциональный грузовой район"? Каков объем личных инвестиций в такие проекты в целом? (вопрос формальный, он в большинстве случаев не предполагает ответ).
- Детали финансовых отношений между партнерами проекта не разглашаются.
- Правда ли, что вы инициатор поронайского проекта? Если да, то как родилась идея?
- Каждый партнер решает сам, в какие именно проекты инвестировать, у каждого обширный опыт и знания для этого. К проекту по строительству нового морского терминала на Дальнем Востоке Роман Белоусов присоединился в 2019 году. Не нужно путать с более ранним проектом Михаила Скигина по развитию старого порта Поронайск (ООО "Порт Поронайск"), в котором Роман Белоусов не принимал участия с 2015 года. Строительство нового морского терминала на границе Макаровского и Поронайского районов Сахалинской области как перспективную идею партнеры обсуждали с самой ранней стадии, так что можно сказать, что идея общая. Строительство порта на восточном берегу Сахалина привлекает перспективой развития торговли в Тихоокеанском регионе и активной добычей полезных ископаемых в данном районе.
В обоих проектах братьев Скигиных - платных переездах и коноплеводстве - можно найти компании с участием московского ООО "Русдор-Финанс". Впервые "Русдор-Финанс" появляется в июне 2017 года в ООО "Подмосковная платная дорога" (20%), в июне 2018-го и феврале 2019-го москвичи "вторгаются" в коноплеводство - в ООО "МИК" (производство целлюлозы) и в ООО "К Фарма" (производство лекарств), соответственно.
"Русдор-Финанс" - совсем другой берег этой бизнес-реки. Компанию возглавляет Алексей Строганов, ему же принадлежат 67% долей. Оставшиеся 33% у Ольги Хромченко.
Помимо "Русдор-Финанса", СПАРК видит три компании с участием Алексея Строганова - и ни в одной из них нет интересов Михаила Скигина или членов его семьи. Но обращает внимание: среди них ООО "Лыткаринская платная дорога" и ООО "Платная дорога Северной столицы". Вопреки названиям, с "платными дорогами" Скигиных они не связаны.
Про последнюю ничего неизвестно, а в портфолио первой концессионное соглашение с правительством Московской области, невероятно выгодные условия которого отмечали наши коллеги из "Ведомостей" прошлой весной. В "Лыткаринской дороге" партнером "Русдор-Финанса" выступает компания, бенефициаром которой "Ведомости" называют "Роснефть". Среди проектов "Русдор-Финанса" есть и компания, совладельцем которой выступают структуры, подконтрольные Росимуществу.
Уроженку Лодейнопольского района Ленобласти Ольгу Хромченко СПАРК видит владелицей 5% долей московского агрегатора микрозаймов ООО "Юником", пребывающего в системе бизнес-координат группы ВТБ. Гендиректор и основной владелец "Юникома" Григорий Нак, он связан с бизнес-структурами Ямала, в частности, владеет долей в "Ямалтрансстрое".
Родившаяся в Лодейнопольском районе Ленобласти Ольга Хромченко с августа 2005 года прописана в петербургской квартире на улице Карпинского. Там же зарегистрирован несовершеннолетний, чьи отчество и фамилия полностью соответствуют имени и фамилии министра финансов России Антона Силуанова.
Чем-то напоминает проект сахалинского порта компания "МИК" - совместная для "Русдор-Финанса", "Коноплекса" и Романа Белоусова. По данным "Росинфра", она стала участником соглашения по созданию предприятия по производству целлюлозы из лубяных культур в Пензенской области. Соглашение заключено без конкурса по распоряжению премьер-министра Михаила Мишустина. Этот проект стал первой в России федеральной концессией в сфере промышленности и единственным федеральным проектом государственно-частного партнерства в 2020 году.
Автор статьи также спросил Романа Белоусова:
- Откуда в бизнесе Белоусова и Скигина Алексей Строганов и Ольга Хромченко?
"Роман Белоусов знаком с Алексеем Строгановым с 2012 года – оба они занимались инвестициями в инфраструктурные проекты, ценными бумагами. Михаил Скигин познакомился с Алексеем Строгановым через Романа Белоусова в 2016 году при обсуждении совместного проекта в сфере ГЧП в одном из регионов РФ. Принцип разделения рисков и привлечения партнеров с профессиональной экспертизой и финансами является типичным способом при проектном финансировании и реализации долгосрочных сложных проектов. Компания "Русдор-Финанс" на момент вхождения в совместный проект полностью принадлежала Алексею Строганову…"
Михаил Скигин подтвердил:
"С Алексеем Строгановым меня познакомил Роман Белоусов в 2016 году. Мы с Романом тогда уже развивали проекты строительства платных переездов, а Алексей на тот момент был самым опытным инвестором в этой области - он руководил компанией, которая реализовала первый в России проект платного переезда в Рязанской области. В результате, когда и мы, и Алексей начали прорабатывать проекты строительства платных переездов в Московской области, то вместе пришли к выводу, что логично объединить усилия. Сейчас мы являемся партнерами по строительству пяти переездов в Подмосковье. При этом и в Московской области, и в других регионах, и у нас, и у "Русдор-Финанса" есть самостоятельные проекты.
Алексей - опытный инвестор в инфраструктурные проекты с большим багажом знаний в области ГЧП. И в проектах по строительству платных переездов в Подмосковье, и в проекте порта на Сахалине он участвует как финансово, так и посредством своего обширного опыта в вопросе реализации проектов ГЧП. Руководство "Русдор-Финанс" обладает необходимой профессиональной экспертизой в сфере ГЧП. Эта компания, как и я, и Роман Белоусов, несет ответственность в части выполнения обязательств, накладываемых на концессионера российским законодательством.
С Ольгой Хромченко я лично не знаком. Насколько мне известно, она стала совладелицей "Русдор-Финанса" уже после того, как мы начали сотрудничество".
Лев Годованник,
47news