Генпрокуратура, требуя изъять имущество семей Муровых и Негодовых, не указала, в чём тут преступление. Зато замаячила философия, где в коррупционеры запишут каждого.
Иск генеральной прокуратуры об обращении в доход государства структур и имущества, относящихся к империи бизнесмена, которого наши коллеги с "Фонтанки.ру" называют экс-дневным губернатором Петербурга, может открыть новую веху в деле борьбы государства за прозрачность активов всех граждан.
Накануне стало известно, и это подробно описано, Генпрокуратура РФ в судебном порядке потребовала отдать стране доли в уставном капитале ООО "Феникс", через которую в конечном счёте создавался самый известный актив Михальченко — порт "Бронка".
Если кратко, в иске сказано, что Дмитрий Михальченко, имея тесные взаимоотношения с руководство ФСО России, то есть с генералом армии Евгением Муровым, поставил в подведомственное ФСО ФГУП "Атэкс" двоих близких знакомых. Действуя в интересах предпринимателя, они заключили десятки контрактов с подконтрольными Михальченко фирмами, на сумму не менее 33 млрд рублей. Деньги шли из бюджета.
Уже на них Михальченко совместно с партнёром, генерал-майором ФСБ Николаем Негодовым, занимался созданием "Бронки". Формально создателем порта была фирма под названием "Феникс". Кроме того, Негодов с Михальченко, как считают в надзорном ведомстве, направляли деньги в оффшоры на Виргинских Островах, где сами же и были бенефициарами. Одной рукой генерал и бизнесмен открыли в одном латвийском банке со счёта такой фирмы депозит на 70 млн евро, а другой, используя вторую компанию, получили кредит в размере 66 млн евро в этом же банке. Чуть позже фирма, открывшая вклад, официально выкупила этот долг. Деньги — в рублях 13 миллиардов — в конечном счёте тоже ушли в создание порта "Бронка".
Когда настали тяжёлые времена, и стало ясно об уголовном преследовании, Негодов и Михальченко попытались спасти и скрыть свои активы. В результате быстрой схемы, владелицей "Феникса" сначала стала жена Мурова, на тот момент уже пенсионерка. Позже она переоформила "Феникс" на ООО "Управляющая компания "Бронка Групп", где среди участников сама Мурова, её внук, сам Негодов и его дочь.
Любопытство же начинается с момента, когда становится ясно: в заявлении нет даже упоминания уголовного кодекса или дела, где все эти факты доказываются. Потому не стоит его сравнивать, к примеру, с взысканием 32 млрд рублей, прогнанных экс-министром Михаилом Абызовым через Кипр.
Генпрокуратура называет выявленные факты лишь правонарушениями. В качестве обоснования необходимости выполнить требования, уходит к философии. Прежде всего, напоминает, что в России коррупция является нетерпимым явлением. Здесь, у нас, невозможны ситуации, когда сращиваются публичная власть и бизнес. Одной из мер ответственности, напоминают правоохранители, "предусмотрена возможность принудительного изъятия у собственника имущества, когда им не представлены в соответствии с законодательством о противодействии коррупции доказательства его приобретения". Также есть слова о том, что поведение ответчиков носит антисоциальный характер, противно основам нравственности, поскольку главной целью несло незаконное обогащение
Результатом раскрытия всей этой цепочки является обращение к Гражданско-правовому кодексу. В статье 235 сказано, что по решению суда в доход государства подлежит все имущество, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные источники. Прокуратура лишь уточняет, что вся история порта "Бронка" "осуществлялась незаконно и вследствие совершения череду коррупционных актов".
Это как раз сильно отличает фабулу истории от громких дел о коррупции, в основе которых всё же лежат определённые и доказанные нарушения. К примеру, бывает, что в качестве отправной точки указывают мнимость контрактов — деньги получаются, а работы не ведутся. Однако, в данном случае всем указанным лицам придётся доказывать, откуда у них появилось состояние.
К примеру, известно, что Негодов всю сознательную жизнь являлся военнослужащим — с 1977 по 2001 годы. Его супруга, на которую свалилось многомиллиардное состояние, тоже не выигрывала в лотерею.
Собеседники 47news из числа людей в форме, специализирующихся на пристальном внимании на доходах и расходах чиновников и депутатов, заметили, что Генпрокуратуре придётся тяжело.
"Какой здесь состав преступления? Никакой, не докажут, что имущество было получено преступным путём. Человек пользуется 51 статьёй Конституции и говорит: вам надо, вы и доказывайте, что это краденое. Вот и работают в поле Гражданско-правового кодекса. Здесь уже другая схема. Смотришь Росфинмониторинг, спрашиваешь, откуда деньги? Любовник подарил? Подавай сюда любовника. И так далее, до тех пор, пока не найдётся бизнесмен, который придёт и скажет: это я ей дал, вот справка. А не найдётся – будьте добры, в оборот государства", — вкратце описали нам.
Также там напомнили, что это правило действует в отношении всех граждан России. Иными словами, раз взялись за Муровых и Ко, легко коснётся любого из обычных жителей. И это не говоря о чиновниках, депутатах и бизнесменах.
Понятно, что описанная выше схема не вызовет возмущения в рядах тех, кто зарабатывает хоть какие-то серьёзные деньги, и если он при этом не гений IT-технологий. Наоборот, многоступенчатость вызовет уважение или даже зависть у тех, кто не имеет возможности разложить по разным уровням свои связи и финансы. Тем более, система, при которой никто особо и не скрывает своих связей, в крови нашей страны.
Более того, если изучить образ жизни любого крупного чиновника, будет ясно, что доходы его и семьи не соответствуют расходам. Причём, это, естественно, никак не отражается в декларациях, ведь глянешь туда – сплошь скромные люди. Однако, глупые люди до верхних эшелонов, как известно, не доходят, потому каждый давно нашёл свой обходной путь.
К примеру, 47news известно, что один из бывших топ-менеджеров правительства Ленобласти, когда к нему постучались с проверкой на предмет наличия недвижимости почти на двадцать миллионов рублей, принёс расписку. На листе, подписанном женой лучшего друга, влиятельного бизнесмена, углубившегося в религию, было написано, что она дала товарищу в долг. Даму проверили, на её счетах десяток лет назад действительно было сверхкрупная для обывателя сумма. Имела возможность. Ещё одну квартиру в элитной части Петроградского района записали на родителей жены. Как немолодые люди, никогда не участвовавшие в бизнесе, смогли накопить 40 миллионов, никто уже не спрашивал. Да и команда такая как раз поступила – не спрашивать.
Ещё один приём у другого влиятельного чиновника – приобрести машину в долг. Вроде как иномарка, стоимость которой почти равна годовому заработку. А вроде как – кредит же выплачивает, и каждый год в бухгалтерию приносит справку из банка. Если вдруг у чьей дочери появится квартира в столице, то это вообще только её личное дело.
Помимо этого, ещё есть яхты, загородные дома, и это не говоря о дорогих часах, костюмах и прочих атрибутах успешной жизни.
Обычный гражданин, если к нему подойти с лупой, не так уж сильно отличается от них всех. До недавних пор зарплаты в России в подавляющем большинстве организаций серыми. Если в семье есть лишняя недвижимость, найдутся единицы тех, кто платит с аренды налоги. Купить золотые украшения на сумму от 40 тысяч рублей нельзя без паспорта. Автору известны случаи, когда конкретного человека в банке просили объяснить, откуда у него деньги для вклада на 300 тысяч рублей. И при этом блокировали счёт до выяснения обстоятельств.
Другое дело, как объяснили 47news собеседники в прокуратуре, работать или нет по статье об обращении имущества в доход государства, решается на политическом уровне:
- Закон такой есть, это факт. Но вы поймите, обычные квартиры-машины никого не интересуют. За три миллиона человек купил недвижимость или тридцать – не важно. Другое дело, когда речь пойдёт о трёх миллиардах. Вот тогда либо попадёшь в этот круговорот, либо нет.
Юлия Гильмшина,
47news