Тосненские школьники оказались самыми активными в России в гонке за новыми технологиями. Одна из школ начала использовать оборудование, которое позволяет сдавать тесты "одним движением мозга".
Городская школа №1 Тосно выиграла конкурс на экспериментальное использование российских продуктов виртуальной и дополненной реальности. Школьного учителя заменили электроникой. Но на время. Потому что электроника значительно дороже "живой рабочей силы". Если у экспериментаторов из Сколково, которые разработали интерфейс "мозг – компьютер", получится убедить чиновников от образования на местах, что виртуальное пространство это всё-таки "друг", то дети в очках дополненной реальности, которые сидя за партами, крутят головами несинхронно, станут нормой. Коммерческий директор нейротехнологической лаборатории Neiry Татьяна Александрова рассказала 47news, почему пройденный материал лучше запоминается в виртуальной реальности современными школьниками.
- Вы проводили конкурс среди школ впервые?
- Да, это была совместная инициатива с нашими партнерами Центрами НТИ по VR/AR ДВФУ в рамках программы апробации образовательных решений, которую они реализуют с сентября 2020 года. Мы договорились организовать такой всероссийский конкурс, где все школы - и московские, и из самых отдаленных мест нашей страны (например, одна школа-участница была из Айхала, Республика Саха - это в 1600 км от Якутска) - будут на равных, а сильнейший получит возможность протестировать технологию. Здесь самым главным было активное школьное сообщество. Такое оказалось у школы из Ленинградской области.
- Как на такую возможность реагировали дети, учителя, родители?
- Резонанс был умеренным - школы и учителя постоянно загружены, и далеко не все смогли выделить время и ресурсы для участия в конкурсе. Но со стороны школьного сообщества, которое все же приняло участие, отклик был очень позитивный. Это был тот редкий случай, когда прогульщиков нет, - очень с большим энтузиазмом ребята восприняли этот проект - даже очередь была из желающих! Десятиклассники вовсю пытались придумать, как же обмануть систему. Но это не так-то легко сделать! Надо сказать, что школа самостоятельно разбила учеников на группы: одни тест сдавали в обычном, бумажном режиме, другие обучались и сдавали тест в VR-очках. Во второй группе результаты были значительно выше.
- Сколько всего школ откликнулось?
- Откликнулось 28 школ из 12-ти регионов: Ленинградской области, Республики Татарстан, Кировской области, Москвы, Республики Саха, Волгоградской области, Саратовской области, Республики Башкортостан, Новосибирской области, Краснодарского края, Самарской области и Ставропольского края.
- Почему нет ни одной школы из Петербурга и Москвы? Им не интересны такие проекты? В списке "глубинка".
- Мы анонсировали конкурс посредством ресурсов Центров НТИ ДВФУ и проводили рекламную кампанию "ВКонтакте", Instagram и "Одноклассниках". Все желающие школы активно подключали школьное сообщество и приняли участие. Сложно сказать, почему столичные школы не проявили такой активности, как регионы.
- Видимо, очки виртуальной реальности, но с учёбой внутри не так интересны и удивительны детям столиц?
- На самом деле до этого конкурса мы уже проводили два пилотных проекта, и один из них был как раз в Москве - ажиотажа среди учеников московской школы было не меньше, чем позднее в Ленинградской области и до этого - в Казани.
- По какому принципу отбирали победителей?
- Для победы в конкурсе необходимо было набрать максимальное количество голосов за свою школу - голосовать могли сотрудники школы, родители и ученики. Всего при проведении конкурса за всех участников было отдано более 9000 голосов. Школа-победитель набрала 3405 голосов, на втором месте школа из Кирова с 2316-ю голосами, третье место заняла школа из Казани, которая получила 1678 голосов.
- Что и в каком объеме вы привезли в Тосно? Что дает это оборудование?
- В школу привезли 8 VR-шлемов со встроенным нейроинтерфейсом и специальный кофр, предназначенный для хранения, зарядки, дезинфекции и транспортировки девайсов. Оборудование в первую очередь предназначено для проверки и закрепления пройденного материала в формате игровых тестов (квизов) в виртуальной реальности, отвечать на которые необходимо с помощью концентрации внимания на объектах в виртуальном пространстве, которые содержат в себе ответы на вопросы теста. Кроме того, применение таких девайсов на уроках способствует повышению образовательной мотивации учащихся и развивает их когнитивные способности, так как прохождение тестов учит лучше фокусироваться.
- Набор, помимо очков, включает в себя сенсоры, которые считывают активность мозга во время опроса. Как эта информация влияет на усиление образовательного эффекта? Зачем сенсоры? Как это работает, алгоритм?
- На усиление образовательного эффекта влияет способ взаимодействия учеников с виртуальным окружением и развитие навыка концентрации внимания, который применяется для прохождения тестов. Сенсоры необходимы для анализа биоэлектрической активности пользователя в процессе выполнения заданий, а информация используется для формирования управляющих сигналов, с помощью которых система определяет, какой из вариантов ответа выбрал пользователь. ПО работает на базе вызванных потенциалов головного мозга, которые появляются в ответ на внешние стимулы, демонстрируемые пользователю. Программа сопоставляет время активации конкретного стимула (варианта ответа в тесте) и отклик мозга в виде изменения электрической активности.
- Оборудование используется во всех классах школы или только отличникам дают? По каким предметам?
- Оборудование используют на уроках английского, химии и истории. В пилотном проекте в Тосно участвуют ученики 10 "А" и 10 "Б" классов, а также учащиеся 6 и 7 классов.
- Что вы хотите увидеть на выходе?
- В первую очередь мы создаем инструмент для учителей, который поможет оптимизировать и разнообразить учебный процесс, дать ученикам дополнительную мотивацию и развитие, а школе повысить рейтинг и привлекательность в глазах родителей и органов управления (имею в виду Министерство образования и региональную администрацию).
- Вы планируете участвовать в госпрограммах, чтобы реализовывать их в школах?
- Мы сотрудничаем с Центрами НТИ по VR/AR ДВФУ, которые активно продвигают технологии в образовании, взаимодействуем с Агентством инноваций Москвы в рамках программы пилотирования инноваций и планируем участвовать в развитии этого направления в рамках Национальной технологической инициативы.
- Само устройство насколько процентов российское изделие/разработка?
- Технология российская. Ребята сами разрабатывали.
- Сколько стоит один набор вашего оборудования? Понятно, что школы могут закупать его только за государственный счет.
- Один комплект оборудования (VR-очки, нейроинтерфейс, лицензии на ПО, доступ к платформе и регулярные обновления) обходится школе в 180 тысяч.
- Эксперименты в Ленобласти дают перспективы для работы с местными властями? Власти региона готовы оплачивать ваши гаджеты для школ?
- Новые перспективы определенно открываются, школа активно информирует местные власти о своем участии в пилотном проекте с использованием инновационного оборудования, а решение о закупке будет приниматься по результатам пилотного проекта.
- Оцените темпы цифровизации школьного образования в России. Когда ваши очки дойдут до деревенских школ? Или к тому времени деревень вообще не останется?
- Все будет зависеть от наличия в школах активных инициативных директоров и учителей, которые будут готовы заниматься внедрением инноваций в образовательный процесс и согласованием дополнительных бюджетов для закупки оборудования. А скорость распространения технологий в регионы будет зависеть от вовлеченности региональных и федеральных властей в процесс цифровизации образования.
Николай Нелюбин,
специально для 47news