На погосте во Всеволожском районе Ленинградской области родственникам усопших предлагают заплатить коммерсанту за землю. Чиновники отвечают, что сами работать не готовы.   

В прокуратуру Ленобласти 23 мая поступило заявление от жителя Всеволожского района, в котором он просит областного прокурора Бориса Маркова выяснить, почему на кладбище в Токсово некий предприниматель взимает плату за землю для захоронения граждан.

О деталях чуть ниже, пока коротко о диспозиции: власть на погостах в Ленобласти по требованию прокуратуры консолидирована у муниципалов. Частники формально отодвинуты, ради наведения порядка в отрасли. И не секрет, что самый густонаселённый Всеволожский район заметнее всех на скорбном рынке. 47news рассказывал, как реформа здесь обернулась переделом похоронного пирога между коммерсантами под прикрытием муниципальных учреждений. Но если ранее мы приводили впечатления родственников, которых перехватывали прямо у тела ритуальные агенты, то сегодня показываем историю одних похорон изнутри.

Сергей хоронил своего крестного 18 мая на кладбище в Токсово. Полномочия по обслуживанию погоста в поселении переданы бюджетному муниципальному учреждению "Токсовская служба заказчика" (БМУ).  

В администрации поселения Сергея и его товарища отправили в БМУ. Туда они и направились. 

- Нас к вам отправили по поводу похорон, — сообщили они сотрудникам учреждения когда пришли.

- Так это вам нужно на кладбище обращаться. Там фирма, которая нанята, туда надо сразу, там люди сидят, — сходу ответила девушка.    

- В администрации сказали — к вам. Зря вас искали, получается?

- В принципе, да.

- А там на кладбище к кому? Ваш сотрудник?

- Я там ни разу не была. Но говорят, там стоит вагончик, и там есть кто-то из сотрудников. Всё официально, полномочия переданы туда.

- А кого там спросить?  

- Вячеслава. Телефона у меня нет, но он там, всё расскажет.

Кладбище.mp3:

С 1 января вступил в силу областной закон о "О перераспределении полномочий в сфере погребения и похоронного дела”. По нему, большинство полномочий муниципалов перешли на уровень субъекта. Но на практике всё пока по-прежнему, поскольку нет подзаконных актов.      

Товарищи приехали на кладбище, спросили Вячеслава. Тот быстро нашёлся и попросил документы на умершего.

- В родственную будете хоронить или в отдельную? — спросил он.

- Отдельную.

Присоединилась деловитая помощница Юлия. Она спросила, на какое число похороны, какой морг и всё ли приобретено: "Крест? Табличка?". "На завтра планировали, Токсовский морг. Всё куплено, машину заказали", — ответил родственник усопшего, спросив сколько будет стоить похороны. "В зависимости от участка", — сказала собеседница. Затем Сергей написал заявление на захоронение на имя директора БМУ Александра Павлова. После этого его повели показывать место.

По закону, близким и представителям умершего предоставляется безвозмездный перечень услуг: оформление необходимых документов, предоставление и доставка самого простого гроба, перевозка тела на кладбище, погребение. Гарантированные услуги оказываются специализированной службой, расходы ей возмещает государство. Все остальные услуги могут оказывать компании с соответствующим видом деятельности, выигравшие конкурс.

Пока шли, речь зашла ещё об одном сильно хворающем родственнике и сопровождающий предложил: "Берите сразу двойное. Если двойное, то будет 50 тысяч, если одинарное, то 30 тысяч". На предложение Сергей согласился.    

Отметим, что земля на муниципальном кладбище по закону предоставляется бесплатно. Продавать её нельзя. С января действует постановление губернатора Александра Дрозденко о бесплатном выделения земли для подзахоронения умершего супруга или родственника на погостах Ленобласти. По процедуре, для получения разрешения нужно обращаться в администрацию поселения или в специализированную муниципальную службу, после чего дожидаться разрешения. Вариант предложения "в поле" не предусмотрен.      

После осмотра места товарищи вернулись в вагончик и внесли предоплату 30 тысяч рублей. Девушка, принимавшая деньги, подчеркнула — наличкой. После получения выдала чек — на некого индивидуального предпринимателя Духовского А.Б.

В день похорон Сергей с товарищем пришли в тот же вагончик и заплатили оставшиеся 20 тысяч рублей. Девушка сообщает, что в течение полугода Сергей имеет право на получение единовременной выплаты на погребение: "шесть с чем-то тысяч", добавив, что благодарить могильщиков можно, но "по желанию". Напоследок вручила квитанцию-договор с реквизитами того же ИП Духовской и пожаловалась на жару. 

Кладбище2.mp3:

Умершего проводили в последний путь.

После похорон Сергей поговорил с Олегом, представившимся мастером участка. Он рассказал о расценках на дальнейшее благоустройство могилы: "Поребрик за 4,5 тысячи метр, ограда — 2,5 тысячи. Лучше сразу делать, чтобы конструкция была монолитной", — советует Олег, насчитав за работы и материал 52 тысячи рублей. Мы позвонили Олегу под видом желающего его порекомендовать и уточнили, где он работает. "В БМУ на Токсовском кладбище, сотрудник", — ответил собеседник. 

По его словам, самый маленький памятник стоит 15 тысяч рублей, а установка — 18 тысяч. К слову, к возможности безналичным расчётом Олег отнёсся скептически, мол, зачем, ещё и налоги платить. "В любом случае, 40 дней делать ничего нельзя. А потом душа поднимается... Хотя, можно и сразу всё посчитать, вносите предоплату 20-30 тысяч", — советует мастер-участка.     

Кладбище3.mp3:

По словам Сергея, уже после похорон его смутила последовательность.

- Сначала отправили прямиком на кладбище к какому-то Вячеславу. Я так и не понял, кто он, то ли начальник, то ли сотрудник кладбища. Я сказал, что мне может понадобиться второе место рядом. Мне предложили за одно место 35 тысяч, за два — 50 тысяч рублей.

- А платили кому в итоге, есть понимание?

- Я спросил, почему плату за землю на общественном кладбище получает не государство, а какой-то предприниматель. Мне ответили, что так сложилось, мол, все вопросы к руководству Токсовской службы заказчика.

- Так, а что вас в итоге смущает? Похороны прошли, землю вы купили.   

- Мне печать поставили на свидетельстве о смерти, которое подтверждает право на подзахоронение. Но если этот предприниматель сгинет, то где его искать? — ответил собеседник.

Стоит отметить, что при звонке на кладбище там отвечают, что землёй не торгуют, а деньги берут за рытьё могилы, поднос тела и закапывание гроба. Доплату за второе место объясняют доплатами за короб-ограждение. Добавляют, что все остальные услуги тоже оказывают — и гроб, и венок, и прочее, обещая, что "всё будет хорошо".      

По данным "СПАРК-Интерфакс", индивидуальный предприниматель Александр Борисович Духовской приобрёл этот бизнес-статус в феврале нынешнего года. Вид деятельности "организация похорон и предоставление связанных с ними услуг". По данным нашего издания, коммерсанту 45 лет, живёт на севере Петербурга. 

47news дозвонился до Духовского и поинтересовался, работает ли он на токсовском кладбище. Собеседник ответил положительно.

- По договору, по конкурсу? — уточнил 47news.

- По конкурсу, — как показалось, чуть замешкавшись ответил Духовский.

- А когда был конкурс?

- Я занят, перезвоните позже, — ответил он и ушёл со связи.  

По словам директора БМУ Александра Павлова, в марте ИП Духовской выиграл тендер на оказание ритуальных услуг, в том числе на захоронение.

- То есть, зарабатывает только он, а БМУ ничего не перепадает? — уточнил 47news. 

- Компания выиграла конкурс. Мы прописали в техзадании обслуживание, уборку и прочее. Все затраты на них, — не ответил собеседник.

По данным сайта госзакупок, 16 марта, БМУ по процедуре закупки у единственного поставщика, заключило договор на "выполнение работ по обслуживанию и содержанию мест захоронения и предоставления услуги "Организация ритуальных услуг". Цена контракта, заключенного до конца года, составляет 105 тысяч рублей. Заметим, что в техзадании речь идёт больше об уборке мусора и "придании ухоженного, привлекательного вида газонам и другим участкам". Но есть и пункт о "предоставлении гарантированного перечня услуг по погребению". Здесь речь о захоронении безродных, чем, собственно, должно заниматься БМУ. Там же имеют право оказывать любой перечень ритуальных услуг от минимального набора за 11 тысяч и до любых желаний родственников. Естественно, за соответствующую плату. 

- Но консолидация кладбищ в руках муниципальных служб, вроде, задумывалась для того, чтобы они самостоятельно зарабатывали и для наведения порядка?

- Для этого нужно нанимать людей и технику, я не готов к этому. Это же надо содержать, это же затраты. У администрации поселения таких денег нет. 

- То есть, как были частники, так и остались на кладбище?

- Получается так. Может, мы когда-нибудь придём к иной ситуации, может, в следующем году.    

- Вы слышали о том, что на кладбище продают землю для подзахоронения?

- Нет, это только наша услуга. И земля у нас бесплатная. Мне такие факты неизвестны, — настойчиво ответил Павлов.  

Глава администрации Токсово Сергей Кузьмин сообщил нашему изданию, что ему сигналов о продаже земли на местном кладбище не поступало, и вспомнил, как было раньше.

- Сидели частники, делали всё без документов. Мне из прокуратуры пришло предписание — у вас нет специализированной службы. Создали и передали полномочия.

- А кто в итоге работает?

- Да, действительно, полномочия переданы сторонней организации, но теперь порядок. Эти полномочия вообще перешли на уровень Ленобласти, сейчас разрабатываются подзаконные акты. Я первым порадуюсь когда это произойдёт — должны работать профессионалы и всё будет слава богу.  

Вопрос, кто работает сейчас, остался за кадром.  

Виктор Смирнов,
47news