Страх BP перед санкциями США сделал подрядчика суперледокола  недобросовестным. Теперь российскому бизнесу ясно, где международная политика не является непреодолимой трудностью.

Решение о законности соответствующего приказа Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) Арбитражный суд Москвы опубликовал 26 июня. Столичное ООО "Ультра Маркетинг" два года не сможет принимать участие в госзакупках из-за включения в реестр недобросовестных поставщиков, если это решение вступит в законную силу.

Сотрудничество между "Ультра Маркетингом" и Балтийским заводом начиналось бодро: в сентябре 2019 года компания выиграла конкурс на поставку турбинного масла Castrol Perfecto для "Арктики" стоимостью 20,8 млн рублей. Но пройти по налаженному пути – купить у официального дилера и перепродать заказчику - не удалось. Официальный представитель BP в России ООО "Сетра Лубрикантс" отказал, так как сами они в России масло не производят, а поставлять от компаний материнского холдинга страшновато. Ведь Балтийский завод более, чем на 50% принадлежит "Объединенной судостроительной корпорации", которая "является специально обозначенным лицом, находящимся под санкциями США". Из-за этого BP может стать таким же лицом - если продаст масло для "Арктики".

Поставка сорвалась, а договор с "Ультра Маркетингом" Балтзаводу пришлось расторгать в суде. Соответствующее решение со штрафными санкциями против поставщика вступило в законную силу в октябре 2020 года. Тогда-то производитель самых мощных в мире ледоколов обратился в ФАС, которая в декабре издала приказ о внесении компании в список недобросовестных поставщиков на два года. Его обоснованность и подтвердил в конце прошлой недели арбитражный суд.

Суд совершенно не заинтересовали попытки представителя "Ультра Маркетинга" сослаться на непреодолимые трудности в виде санкций и опасения одного из крупнейших в мире производителей машинных масел не понравиться американскому конгрессу. Резюме позиции московского арбитража - взятые на себя обязательства следует выполнять вне зависимости от международной обстановки. Суд подробно процитировал фрагменты договора о поставке турбинного масла - в нем ни слова не сказано, например, о том, что продукт следовало покупать обязательно у BP. В пресс-службе Балтийского завода автору статьи сообщили: турбинное масло для ледоколов серии 22220 закупается теперь у компании "Газпромнефть - смазочные материалы".

Даже юридически корректные слова в мотивировочной части судебного решения звучат довольно сурово: "Недобросовестность заявителя выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, вытекающих из требования закона к процедуре исполнения договора… Заявитель … посчитал возможным не выполнять обязательства по договору в установленный срок при отсутствии к тому объективных препятствий…", - написано в судебном решении.

Для "Ультра Маркетинга" эта история уже имеет неприятные последствия. По данным сайта Единой информационной системы в сфере закупок, в 2018-2019 годах компания, кроме договора с Балтийским заводом, принимала участие в пяти закупках общей стоимостью в 33 млн рублей. Последняя закупка датируется июнем 2019 года, спустя несколько месяцев после которой и был заключен договор с Балтийским заводом. Неслучайно компания пыталась оспорить судебное решение о его расторжении в Верховном суде РФ.

Для производителя суперледоколов серии 22220 такой судебный процесс - прецедент. До сих пор попадавшие в публичное пространство арбитражные споры Балтийского завода касались претензий к нему со стороны подрядчиков, не сумевших стать победителями в различных закупках, или претензий ФГУП "Атомфлот" (входит в госкорпорацию "Росатом"), связанных с формальными нарушениями условий договоров. Все процессы так или иначе связаны с изготовлением ледоколов.

Для посторонних наблюдателей из делового мира – это напоминание в стиле солдатской шутки: "Война-войной, а обед по расписанию".

Лев Годованник
для 47news

Справка:

Непубличное акционерное общество "Балтийский завод", по данным системы "СПАРК-Интерфакс", на 97,79% принадлежит государственной "Объединенной судостроительной корпорации".

Основная продукция предприятия сегодня — атомные ледоколы серии 22220, предназначенные для организации круглогодичного грузового транзита по Северному морскому пути. Завод строит их в рамках контракта с подконтрольным "Росатому" ФГУП "Атомфлот".

Головной ледокол "Арктика" был в октябре 2020 года передан "Атомфлоту", после чего сразу отправился осваивать СМП. Ледоколы "Сибирь" и "Урал" уже спущены на воду, но пока не достроены. Ледокол "Якутия" заложен 26 мая 2020 года, пятый ледокол серии 22220 "Чукотка" обещают заложить 18 декабря.

В ноябре "Балтийский завод" сдал "Росморпорту" один из самых мощных дизель-электрических ледоколов в мире - "Виктор Черномырдин" (серия 22600).

ООО "Ультра Маркетинг" зарегистрировано в Москве в августе 2017 года. По данным СПАРК, владельцами компании в равных долях являются предпринимателю Любовь Лузина и Юрий Миронов, выручка от продаж за 2020 год составила 91,6 млн рублей.