Адвокат расчленителя Соколова выпустил фильм. Он про неправедный приговор, провокатора Понасенкова и его камарилью. У 47news появились вопросы.
Днём 8 июля адвокат Александр Торгашёв, кто защищает историка Олега Соколова, опубликовал в YouTube собственный фильм-расследование о трагедии в квартире на Мойке и о том, что ей предшествовало. Главный посыл в произведении - срок в 12,5 лет, назначенный ученому за убийство аспирантки СПбГУ Анастасии Ещенко - незаслуженный. Настоящие убийцы гуляют.
Торгашёв подводит зрителя к тому, что Соколова целенаправленно доводили до безумия, историк находился в состоянии длительной психотравмирующей ситуации. Преподаватель расчленил аспирантку, но и его душу методично кромсали. Демиургом перенапряжения в фильме выступает московский публицист и блогер Евгений Понасенков. Сама же покойная истериками и скандалами, как минимум, провоцировала трагедию, а СМИ, значит, и я, давили на следствие и суд.
47news оперативно связался с адвокатом Торгашёвым.
- Александр Валерьевич, в фильме вы прямо говорите, что приговор Соколову несправедлив. Если не двенадцать с половиной, то сколько надо было ему отмерить?
- Обычно по однопорядковым делам в России дают восемь лет. Мы на эту тему говорили и в прениях. И это ещё в истории Соколова не учтён ряд смягчающих обстоятельств. В фильме мы указываем как раз, что вообще осталось вне следствия, что пропустил суд. На ряд вопросов как минимум нет ответов. Если не брать во внимание эти вещи, то восемь лет — это обычная практика.
- Правильно ли я понимаю генеральную линию: имела место травля историка Соколова со стороны его антагониста Понасенкова и его соратников. По вашему убеждению, он вынашивал план довести учёного до безумия, но что-то пошло не так?
- Да, как-то так.
- Ответ засчитан. Тогда представим: вы пришли ко мне с целью меня разозлить, вывести из себя, заставить сквернословить, чтобы заснять всё эту сумасбродство и выложить в сеть. А я взял вас и зарезал. Это меняет дело?
- Конечно, это смягчающее обстоятельство, название которому аморальное поведение жертвы. Есть соответствующая статья в уголовном кодексе. Ответственность за аморальное поведение с потерпевшего не снимается.
- Вы говорите, что 8 лет Соколову — это справедливо. Схожие сроки квартирным ворам дают. Странное тождество: здесь хоррор с расчленёнкой, а там замки подломили. Что скажут люди?
- В этой истории как раз все про расчленёнку говорят. Понятно, что ужас и какая картина стоит перед глазами. Но юридически, это просто такой способ сокрытия преступления. Если преступник кого-то убил из пистолета и выбросил оружие в речку, то юридически это то же самое, если бы кто-то кого-то расчленил после смерти. Хотя понимаю, да, эмоционально это производит впечатление на людей. Есть санкции, установленные законом, а есть конкретная ситуация. В рамках этой вилки, с учётом смягчающих обстоятельств, суд и должен вынести справедливый сбалансированный приговор. Без учёта психотравмирующей ситуации — это 8 лет.
Вопросов больше у журналиста не было.
С автором фильма-расследования "Что скрывает дело историка Соколова" беседовал Калинин Александр
Контекст
25 декабря 2020 года Октябрьский районный суд приговорил историка и бывшего доцента СПбГУ Олега Соколова к 12 годам 6 месяцам колонии строгого режима за убийство и расчленение возлюбленной, а также за незаконное хранение оружия. Прокуратура настаивала на 15.
Историка задержали 9 ноября 2019 года, когда он пытался утопить рюкзак с кистями девушки в Мойке. В результате обыска в квартире Соколова нашли голову Ещенко и орудие убийства — обрез. Эксперты установили, что жертва была застрелена во сне, хотя сам Соколов утверждал, что выстрел прозвучал во время ссоры, когда девушка от ярости буквально стала фурией. Как писал 47news, в московском СИЗО Соколов прошел освидетельствование на вменяемость — эксперты не нашли у обвиняемого в убийстве с расчленением никаких психических и иных расстройств личности. Кроме того, в изоляторе он написал роман о любви.