Как-то Екатерина II скупила "Храм вкуса". "… все хорошее уже давно на дне: "Титаник", "Варяг", Муму", - пошутит чуть позже петербургский писатель-маринист Покровский.
"Откройте! Мы хотим видеть картины!" - вопили, ломясь в двери закрытого музея, киношные мазурики из банды Стампа в "Приключениях Электроника". "Отдайте! Мы хотим видеть картины!" - вот уже более 20 лет вторят им российские чиновники из ведомств по охране исторического и культурного наследия. Но финны, что та собака на сене.
В свое время торговец лесом и хозяин верфей Геррит Браамкамп считался одним из наиболее успешных и удачливых предпринимателей Амстердама. Двое его детей умерли во младенчестве, рано ушла из жизни жена, так что всю свою нерастраченную любовь Браамкамп пустил на собираемую им коллекцию голландского и фламандского искусства, которую современники восторженно именовали "Храмом вкуса". 250 лет назад, в июне 1771 года, коллекционер скончался, и месяц спустя его предприимчивые родственники выставили все на аукцион, резонно рассчитывая выручить за нее астрономические суммы. Согласно одной из версий, стоя на пороге смерти Геррит о чем-то подобном догадывался, а потому, желая сохранить целостность хотя бы живописной составляющей коллекции, попросил свою 17-летнюю племянницу вступить в переговоры с российскими дипломатами о выкупе произведений нидерландских художников для Эрмитажа.
Годом основания коллекции Эрмитажа условно считается 1764-й, когда в императорскую резиденцию были привезены 225 картин, преимущественно голландской и фламандской школ. Эти картины поступили от прусского купца Иоганна Эрнста Гоцковского в счет уплаты его долга российской казне. С этого момента Екатерина II, что называется, втянулась, вошла во вкус и дала поручение своим послам и доверенным лицам скупать все самое лучшее из произведений искусств, выставлявшихся на торги в Западной Европе. Так что к аукциону по распродаже "Храма вкуса" наши основательно подготовились, и русский посол в Гааге граф Василий Голицын приобрел почти три десятка картин голландских мастеров XVII века, в том числе кистей Хендрика ван Балена, Яна ван Гойена, Адриана ван де Вельде, Герарда Доу и других. Говорят, на эти полотна облизывалась сама фаворитка французского короля - маркиза де Помпадур, но ее венценосный любовник пожадничал, деньжат на перебить русскую цену не дал.
Как любому нормальному шопоголику, Екатерине не терпелось увидеть купленный товар как можно скорее. Так что выкупленные картины решили везти не окружным сухопутным путем, а по морю. После того, как наш диппредставитель Андрей Шувалов урегулировал с местными властями вопрос с доставкой полотен в Санкт-Петербург, была зафрахтована голландская двухмачтовая шхуна "Vrouw Maria" (Фрау Мария). С учетом особой ценности груза на его упаковку и погрузку ушло несколько недель: сперва картины уложили в пеналы из лосиной кожи, которые затем поместили в свинцовые сосуды и опечатали воском. Для того, чтобы грамотно разместить все это дело пришлось даже разбирать часть палубы. А чтобы не гонять зафрахтованное судно полупустым, на него также были погружены цинковые слитки, кофе, сыр, ткани, одежда, стекла для очков, керамические курительные трубки общим числом в полторы тысячи штук, предметы роскоши. В общем, затарились в голландке основательно.
"Фрау Мария" отправилась в рейс "Амстердам – Петербург" 5-го сентября.
Трагедия случилась месяц спустя, когда "Фрау Мария" добралась до прибрежных вод Финляндии, являвшейся в ту пору провинцией Швеции. Согласно бортовому журналу, который ныне хранится в муниципальном архиве города Турку, корабль потерял управление в шторм, и когда вся команда собралась для молитвы, налетел на скалы и прочно засел, получив пробоину. Экипаж не решился проводить ночь на судне и на шлюпках эвакуировался на один из ближайших островов.
7 октября моряки возвратились на несчастную "Фрау Марию" и забрали с нее ту часть груза, до которой смогли добраться: "Мы обнаружили, что верхняя палуба была наполовину под водой. Мы спасли все, что смогли". 8-го числа была предпринята очередная вылазка на погружающийся в море корабль, а на следующий день экипаж был вынужден констатировать: "Мы пришли посмотреть на наш корабль, но уже не могли его видеть". Через пять дней после столкновения с рифами "Фрау Мария" ушла на дно Балтийского моря, унося в своих трюмах, в том числе, дорогостоящую покупку Екатерины II.
Позднее она напишет об этом своему другу по переписке Вольтеру: "Потеряно было всего 60000 червонцев. Надобно обойтись без них; в нынешнем году я имела несколько неудач в подобных случаях. Что делать? Остается только утешиться".
Здесь может показаться, что императрица стоически перенесла потерю, но это не так. Разумеется, психанула. Само собой, порыдала. После чего снарядила поисковую экспедицию к предполагаемому месту крушения судна. Одновременно министр иностранных дел граф Никита Панин отправил письмо шведскому правительству и лично тогдашнему королю Швеции (к слову, кузену Екатерины) с просьбой помочь.
Шведы пошли навстречу, и все лето 1772 года пытались найти "Фрау Марию". Но – безрезультатно. К тому времени Екатерина и в самом деле немного утешилась тем, что при содействии Дидро ей удалось приобрести для Эрмитажа часть коллекции семейства Кроза. Куда входили такие шедевры живописи, как "Святое семейство" Рафаэля, "Вакх" Рубенса, "Юдифь" Джорджоне и "Даная" Рембрандта.
Постепенно о затонувшем корабле забыли. Новый всплеск интереса к нему случился лишь два столетия спустя, когда шведский исследователь Кристиан Альстрем выпустил книгу о сгинувших на Балтике судах (1979). Там были страницы, посвященные и "Фрау Марии". А еще через 20 лет финскому дайверу Рауно Койвусаари посчастливилось обнаружить затонувший корабль в 11 милях от финского острова Юрмо. Как в 2016 году рассказал интернет-порталу "Фонтанка.fi" сам дайвер, интерес к этому голландскому судну у него появился после прочтения книги Альстрема: "Конечно, корабль, полный сокровищ, вызывал у меня интерес, тем более, что никто до этого не мог его найти… Когда я понял, где может быть это судно, я решил связаться с Кристианом Альстремом и рассказать о моих догадках". Расчеты пытливого искателя-одиночки оказались верны, финским водолазам удалось обнаружить корабль буквально с первой попытки. Более того – судно сохранилось в весьма приличном, для своего почтенного возраста, состоянии. А все потому, что акватория острова Юрмо, где на 41-метровой глубине нашлась "Фрау Мария", по-своему уникальна: в этом месте уровень солености воды крайне низок, что не дает развиваться моллюскам, питающимся затонувшей древесиной.
Как первооткрыватель Койвусаари мог претендовать на один из самых многообещающих кладов в истории его страны, но государство в лице Морского музея затеяло судебную тяжбу с дайвером. В итоге корабль признали собственностью финского государства, а Койвусаари всего лишь наградили почетным знаком. Мол-де: спасибо, дорогой, дальше мы уже как-нибудь сами.
После того, как стало известно, что на дне Балтики лежат исторические и художественные ценности, стоимость которых может доходить до 1 млрд евро, образовалась внушительная очередь из претендентов на богатства "Фрау Марии". Так, помимо Финляндии и, понятное дело, России, о своих правах на корабль заявила Швеция. Мотивируя это тем, что воды, в которых затонуло судно, в момент его гибели принадлежали шведской короне. Вслед за Швецией попытались пристроиться Нидерланды. Намекая, что "Фрау Мария" ходила под голландским флагом, а местом происхождения груза являлся Амстердам.
Ситуация с правами на подводный груз поставила в тупик многих юристов. Тем не менее, большинство наших экспертов сходится во мнении, что ценности по праву принадлежат России, так как Екатерина II оплатила и сам груз, и зафрахтованное судно. Еще в начале 2009 года 47news писал о том, что диалог с Финляндией о поднятии со дна Балтийского моря шхуны "Фрау Мария" перешел в активную стадию, причем две соседние страны в данном случае якобы готовы выступать в качестве "равноправных партнеров". Но затем, в первую очередь по вине финской стороны, переговорный процесс затянулся на годы.
Словно бы намеренно дотягивая до порубежного 2018-го. Дело в том, что именно в том году исполнилось 100 лет суверенитету Финляндской Республики, а согласно местному законодательству о памятниках древности, если судно и его груз пробудут в ее территориальных водах один век, они автоматически начинают принадлежать одной лишь финской стороне. А так как Финляндия не подписывала Международную конвенцию ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия, то в подобных спорных случаях имеет право действовать в рамках собственного законодательства. Вдобавок место затопления корабля носит статус экологического заповедника, и любые работы здесь требуют множества дополнительных согласований.
"Фрау Мария" внесена в Реестр национальных памятников и объявлена в Финляндии "подводной реликвией". Когда ее будут поднимать финны и будут ли вообще – по-прежнему непонятно. К настоящему времени водолазы подняли с корабля лишь судовую печать, вазу из серебра, судовую кассу, где хранились русские монеты, и несколько мелких предметов. Все это дело передано в музей Турку... А вот не пожадничай тогда Людовик XV, перебей цену Екатерины II, и три десятка живописных полотен образца XVII века могли бы по сей день красоваться в Лувре.
Игорь Шушарин,
47news