Реформа похоронной отрасли в Ленобласти споткнулась о Всеволожские кладбища. Муниципалы не торопятся пополнять бюджет, а бизнес не хочет отдавать заработки.

Прокуратура добилась пока редкого для похоронного рынка результата — недавно возбуждено уголовное дело в отношении предпринимателя Оксаны Лигиной из Всеволожска. Ей вменили самоуправство: не имея разрешения, она оказывала похоронные услуги на муниципальном кладбище в деревне Углово. Пока таких могил насчитали полсотни. Причём цена была на 30% выше стоимости услуг муниципального предприятия. Как подсказали в полиции, дело будет передано в суд ориентировочно в октябре.  

Власть на погостах Ленобласти консолидирована у муниципалов. Частники формально отодвинуты ради наведения порядка. Самый густонаселённый Всеволожский район заметнее всех на этом рынке, но реформа здесь обернулась переделом пирога между коммерсантами под прикрытием муниципальных учреждений. Мы уже приводили впечатления родственников, которых перехватывали прямо у тела ритуальные агенты и показывали историю одних похорон изнутри.

Если сводить претензии к общему знаменателю, то они о стоимости захоронения, неясному ценообразованию и получателям денег, а это, в основном, ИП. В то время как услуги по погребению должны оказывать бюджетные муниципальные учреждения. Либо они могут проводить конкурсы, чего до последнего времени не наблюдалось.

Из последнего: 14 сентября петербуржец Никита отдал 130 тысяч рублей за похороны на кладбище в Токсово. Официально там работает БМУ "Токсовская служба заказчик", а в квитанции пропечатано "ИП Духовской А.Б.". Деньги заплачены за "захоронение на свободном участке" площадью 2 на 2 метра. В стоимость входит переноска гроба. Транспортные услуги и похоронные принадлежности в цену, видимо, не влезли - поля пустые. Бумагу украшает печать с надписью "Ритуальная служба". На канве печати каноническое: "Российская Федерация. Санкт-Петербург".

Мы упоминали предпринимателя Духовского в контексте того же Токсовского кладбища в мае нынешнего года. Правда, тогда его услуги стоили 30 тысяч. За 50 тысяч, прямо на месте, можно было решить вопрос с местом для подзахоронения родственника (по правилам, для получения разрешения нужно обращаться в администрацию поселения или в специализированную муниципальную службу).

Так или иначе, но налицо рост стоимости более чем в четыре раза. На этом месте вспотела бы даже глава Центробанка Эльвира Набиуллина, сетующая на инфляцию.

По данным "СПАРК-Интерфакс", 45-летний Александр Духовской стал бизнесменом в феврале этого года с регистрацией в налоговой Петербурга и видом деятельности "организация похорон". На момент подготовки публикации мобильный предпринимателя не отвечал.

16 марта, по процедуре закупки у единственного поставщика, БМУ заключило договор с ИП Духовской на "выполнение работ по обслуживанию и содержанию мест захоронения и предоставления услуги "Организация ритуальных услуг". Цена контракта — символические 105 тысяч рублей. Срок, до конца 2021-го. В техзадании больше об уборке мусора и благоустройстве. Но есть и пункт о "предоставлении гарантированного перечня услуг по погребению". Речь о захоронении безродных, чем, собственно, должно заниматься БМУ в обязательном порядке.

Но при этом, само муниципальное учреждение имеет право оказывать любой перечень ритуальных услуг от минимального набора за 11 тысяч рублей и до любых пожеланий. Собственно, реформа по выдавливанию частников и должна была привести к тому, что зарабатывать начнут муниципалы.

Похоже, заключение договоров на уборку мусора - уловка. Во-первых, конкурсная процедура обязательна только для услуги по захоронению, а на вывоз мусора, установку памятников законодательство позволяет договариваться напрямую. Такая компания может выгнать вагончики с конкурентами за периметр, а на самом кладбище предлагать уже свои услуги родственникам умерших.

До начала августа директором БМУ был Александр Павлов. Он говорил нашему изданию, мол, отдаю всё на откуп сторонней организации, так как для самостоятельной работы "нужно нанимать людей и технику, содержать её. А у администрации поселения таких денег нет" (цитата). С новым директором Сергеем Семеновым связаться не удалось.

47news созвонился с его коллегой, директором МБУ "Ритуальные услуги" Всеволожского района Павлом Руденко. По его словам, у него в хозяйстве многое выполняется своими силами, но частники тоже есть.

- По вашему мнению, почему в Токсово сами не зарабатывают?

- Это у них видимо такой лайт-вариант, - дипломатично ответил Руденко.

Глава администрации Токсово Сергей Кузьмин рассказал 47news, что "всё происходит в соответствии с процедурой".

- Говорят, опять рядом с БМУ индивидуальные предприниматели? Только цены втрое выросли.

- Будет официальная жалоба, будем разбираться. Этот бред комментировать не хочу. Когда у меня три года сидела компания, которая воровала земельные участки, то никого не интересовало. Как только мы создали специализированную службу у нас сразу же начались проблемы, - эмоционально ответил чиновник.

- В этом и вопрос, почему служба сама не хоронит?

- Не буду комментировать. Я в этом состоянии уже год нахожусь.

47news известно, что жалобы поступают и в полицию, и СК, и чиновникам. Сил или интереса нет. В случае Токсово, поручения с дополнением "поставлено на контроль" уходят вниз – к "Токсовской службе заказчика".

Виктор Смирнов,
47news

Справка:

С 1 января вступил в силу областной закон о "О перераспределении полномочий в сфере погребения и похоронного дела". Большинство полномочий муниципалов перешли на уровень субъекта. Но на практике всё по-прежнему, поскольку нет подзаконных актов. Весь рынок кладбищенских услуг Ленобласти оценивается около 2 млрд рублей в год.