Октябрь 1914-го. Третий месяц войны. Он просит государя зачислить его на линкор. Он же бил турецкую эскадру еще у мыса Синоп. Но это же в 1853-ем … 61 год назад.

Неделю назад 47news рассказал, как проходили съемки первого в истории российской кинематографии блокбастера "Оборона Севастополя". Фильм заканчивался документальными кадрами с ветеранами Севастопольской обороны, доживших до 1911 года. В их числе был и автор прошения Александр Абакумов.

Кадр из фильма "Оборона Севастополя" (1911; реж. В. Гончаров, А. Ханжонков)

Прежде чем докладывать Государю, канцеляристы навели справки. Родился он еще до восстания декабристов, в 1823 году, в Тверской губернии, от крепостного. В 25 лет был забрит в рекруты и попал на Черноморский флот. В Крымскую кампанию действительно служил на "Императрице Марии", принимал участие в Синопском сражении, затем до последнего дня участвовал в обороне Севастополя. Впоследствии воевал с горцами на Северном Кавказе, получив ранение, десять дней провел в плену "у черкесов". В русско-турецкую кампанию 1877 был личным камердинером командующего русским экспедиционным корпусом, инженер-генерала графа Эдуарда Тотлебена. В начале 1880-х вышел в отставку.

Кавалер орденов и медалей проживал в Петрограде, на Большой Подъяческой. Разменял десятый десяток. Растроганный Николай II повелевает в качестве исключения зачислить его в состав "охотников" - добровольцев и определить матросом на новенький линкор.

Александр Маркович Абакумов. Снимок 1915 года. Ист. фото - ks-region69.com

В начале прошлого века ведущие мировые державы взялись активно строить мощные бронированные корабли, оснащенные самым современным вооружением. Даже не располагавшая пригодными судостроительными площадками Турция, и та заказала европейским корабелам несколько линкоров типа "дредноут". Памятуя о печальных итогах русско-японской кампании, включилась в гонку военно-морских вооружений и Россия: в 1911 году на николаевской верфи был заложен первый корабль новой серии проекта "Император" – "Императрица Мария". Реальную боевую службу "Маруха" - так между собой называли корабль матросы, начала только летом 1915-го.

К тому времени на Черном море безраздельно хозяйничали немецкие крейсера, фиктивно приобретенные Турцией и получившие названия "Явуз Султан Селим" и "Мидилли", но полностью укомплектованные германскими экипажами. Но появление "Императрицы Марии" и присоединившегося к ней аналогичного класса линкора "Императрица Екатерина Великая" кардинально изменило расклад сил.

Линейный корабль "Императрица Мария" покидает верфи судостроительного завода г. Николаева, 24 июня 1915 года. Свое название получил не в честь героического флагманского парусного линейного корабля адмирала Нахимова, а по имени вдовствующей императрицы Марии Федоровны, супруги покойного императора Александра III. Ист. фото - http://tsushima.su

"…За самоваром Калугин говорил о линкоре "Мария":

- Догнать нельзя: он оказался быстроходнее... Это уж недостаток всех наших больших судов: тихоходы. И в Балтийском флоте тоже... А во всем остальном - последнее слово техники!.. В этом отношении мне очень повезло, что я на такой корабль попал… У нас на корабле тысяча двести человек экипажа матросов и офицеров. Целый городок, да и матросы наши - народ отборный…"

(ист. - С. Сергеев-Ценский, "Утренний взрыв", 1952)

Ист. фото - ks-region69.com

Новый командующий Черноморского флота, вице-адмирал Александр Колчак сделал "Императрицу Марию" своим флагманским кораблем. К тому времени флотская карьера состоявшего в штатном расписании линкора Абакумова складывалась более чем успешно. Поначалу никаких конкретных обязанностей на корабле ему не вменяли, 92-летний ветеран просто служил живой легендой. Вскоре его произвели в старшие боцманы. А потом случилась трагедия.

6 октября 1916 года "Императрица Мария" вернулась из очередного боевого похода и встала на профилактику на Севастопольском рейде. Первая и, увы, последняя ночь отдыхающего линкора прошла спокойно. 7-го, в половине пятого утра от борта корабля отошел баркас, отправившийся в город за продуктами. В 6:00 прозвенел сигнал побудки, а 20 минут спустя в районе носовой башни раздался взрыв. Затем последовал новый взрыв. За ним – еще. И еще...

Этот рисунок выполнил с натуры художник морского ведомства Алексей Ганзен, внук известнейшего художника-мариниста Айвазовского, ставший свидетелем гибели "Марии" на Севастопольском рейде. На переднем плане дредноут "Императрица Екатерина Великая". Ист. фото – voenflot.ru

Рассказывает Тимофей Есютин, рядовой матрос": "Вдруг весь корабль задрожал, точно его покоробило. В следующий момент раздался такой оглушительный взрыв, что я невольно застыл на месте и не мог дальше двигаться. Свет по всему кораблю погас. Дышать стало нечем. Я сообразил, что по кораблю распространяется газ. В нижней части корабля, где помещалась прислуга, поднялся невообразимый крик:

Спасите!

Дайте же свет!

Погибаем!

Краска на стенах башни пылала вовсю. Горели койки и матрацы, горели товарищи. … Тельник горит, волосы на голове горят, брови и ресницы уже сгорели. Я даже и сейчас не понимаю, как я остался в живых…"

(ист. – Т.В. Есютин, "Гибель "Марии": воспоминания моряка Черноморского флота". М., 1939)

Страница из книги воспоминаний Тимофея Есютина, выпущенной "Военмориздатом" в 1939 году. Ист. фото - militera.lib.rut

Взрывы - по разным свидетельствам их было от 14 до 25 - с ужасающей методичностью продолжали сотрясать корабль: начисто снесло боевую рубку, вырвало большую часть палубы, корпус получил пробоину, вышли из строя пожарные насосы, вырубилось электричество… В этих условиях даже самые бывалые и стойкие, из тех, кто остался в живых, имели основания запаниковать. Новый взрыв, много мощнее предыдущих, довершил дело – корабль накренился на бок и опрокинулся.

Высыпавшие на набережную перепуганные жители и военнослужащие Севастопольского гарнизона в панике наблюдали за тем, как на их глазах, под вопли и стоны заживо горящих людей уходит на дно красавица "Мария". Уже в 7:45 командующий Черноморским флотом Колчак отстучал горестную телеграмму Николаю II, и в 11:30 получил ответное государево: "Скорблю о тяжелой потере, но твердо уверен, что Вы и доблестный Черноморский флот мужественно перенесете это испытание. Николай". Вот уж поневоле уверуешь в недобрую мистику чисел – "Императрица Мария" прослужила ровно 13 месяцев и 13 дней.

Ближе к вечеру стали ясны масштабы катастрофы: 228 моряков погибли, 85 получили тяжелейшие ранения и увечья.

Гибель "Марии" потрясла всю Россию. Императорским повелением была созвана комиссия морского министерства по расследованию причин катастрофы, в состав которой вошли, в том числе, командующий Черноморским флотом Колчак и академик-судостроитель Алексей Крылов. Рассматривались три рабочие версии гибели линкора: небрежность в обращении с боезапасами, самовозгорание и злой умысел, сиречь - диверсия.

Тела погибших на линкоре "Императрица Мария". Ист фото - voenflot.ru

Три десятилетия спустя в СССР вышла повесть Анатолия Рыбакова "Кортик", ставшая одной из любимых приключенческих книг для нескольких поколений советских детей. Сюжет в ней строился вокруг реликвии, ради завладения которой флотский офицер, а впоследствии главарь банды убил сослуживца и оказался причастен к взрыву линкора "Императрица Мария". Версия эта, хоть и литературная, не хуже иных прочих. Учитывая, что и по прошествии ста лет загадка гибели "Марии" остается неразгаданной.

Ист. фото - militera.lib.ru

В довоенное советское время версия подрыва линкора немецкими диверсантами не подлежала сомнению. Выпущенная в 1939 году книга воспоминаний Тимофея Есютина завершается следующими словами: "Чудовищное убийство сотен людей, погибших при взрыве на "Марии", было делом рук немецких шпионов, служивших на флоте. Этот факт, факт гибели "Марии", еще раз подтверждает глубокую правду мудрых сталинских слов: "Доказано, как дважды два четыре, что буржуазные государства засылают друг к другу в тыл своих шпионов, вредителей, диверсантов, а иногда и убийц, дают им задания внедриться в учреждения и предприятия этих государств, создать там свою сеть и "в случае необходимости" - взорвать их тылы, чтобы ослабить их и подорвать их мощь" (Сталин).

Но это случится позднее, а пока довольно быстро, уже 29 октября, следственная комиссия закончила работу и вынесла пространное заключение: "Прийти к точному и доказательно обоснованному выводу не представляется возможным. Приходится лишь оценивать вероятность этих предположений, сопоставляя выяснившиеся обстоятельства". Переводя на простонародный: бог его знает.

Все же, командира линкора, капитана 1-го ранга Ивана Семеновича Кузнецова отдали под суд, вынесенный в отношении него приговор должен был вступить в силу после окончания войны. Но вскоре грянула революция, и Кузнецов, вместе с другими офицерами Черноморского флота, был расстрелян без суда и следствия на Малаховом кургане 15 декабря 1917 года.

Раненые матросы из экипажа "Императрицы Марии". Ист. фото - humus.livejournal.com

Удивительно, но и в этой страшной трагедии 93-летний Абакумов уцелел, хотя и получил ранение. Со его слов, в то роковое утро, получив ранение ноги, он кое-как перевязал ее платком, после чего направился в свою каюту, намереваясь, "хоть что-то спасти". Но до каюты так и не добрался. Где, когда и при каких обстоятельствах завершил свой земной путь старейший моряк русского флота – истории неизвестно.

И еще немного о "мистике". Спустя 39 лет после гибели "Императрицы Марии" на том же Севастопольском рейде при загадочных обстоятельствах в результате взрыва затонул линкор "Новороссийск" - бывший линейный корабль "Джулио Чезаре", доставшийся СССР в качестве трофея после раздела итальянского флота союзниками по антигитлеровской коалиции. "Новороссийск" подорвался 29 октября 1955 года, погибли 829 человек. Вплоть до 1989 года подрыв "Новороссийска" был строго засекречен, окончательного понимания случившегося нет и по сей день. Основных версий взрыва, как и в случае с царской "Марией", тоже три: немецкая донная мина времен войны; закладка, сделанная в момент передачи итальянцами линкора Советскому Союзу; действия итальянских диверсантов-реваншистов.