По щелчку возбудили дело о недострое во Всеволожском районе. Пока сотня детей без дома, девелопер обзавёлся базой отдыха.

Мгновенно, менее, чем за сутки, да ещё и в выходной день, 7 ноября, Следственный комитет России по Ленобласти возбудил уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере при долевом строительстве ЖК "Барская усадьба" во Всеволожском районе. Накануне, вечером 6 ноября, Александр Бастрыкин поручил главному областному следователю Сергею Сазину тщательно разобраться в ситуации, связанной с объектом. Началось же с того, что утром той же субботы обманутые дольщики написали в СК РФ письмо.

- Сами в шоке, - сказали 47news дольщики по поводу сверхскоростей принятия решений.

Понятно, что за годы ожидания квартир, с декабря 2017 года, подобных заявлений было написано множество. Триггером же обращения именно к Бастрыкину стало известие о том, что семья бенефициара застройщика, отец и сын Гомоновы, занимаются возведением коттеджного посёлка в посёлке имени Свердлова.

Подходя строго формально, владельцем застройщика ЖК "Барская усадьба" в Агалатово, ООО "Комфортстрой", является Светлана Сивкова. Владельцем компании она стала 17 октября 2019 года.

- Предполагаем, за этот год просто выведут оставшиеся непроданные квартиры и исчезнут, - заявляли дольщики в конце 2019 года, когда стало известно о смене собственников компании-девелопера.

Но спустя сутки, 18 октября 2019 года, "Комфортстрой" заключил инвестиционный договор с ООО "Нева трест". В ней собственником как раз является Никита Гомонов, ему на тот момент было 23 года. Как говорят дольщики, Василий Гомонов приходил на встречи с ними, представляясь инвестором "Комфортстроя". В таком же статусе он фигурирует во всех протоколах стройблока правительства Ленобласти.

В инвестиционном договоре нет никакой конкретики, и назвать его можно рамочным. В нём одна фирма обещает другой "инвестировать денежные средства, ресурсы и имущество для реализации проекта". Срок и объём финансирования чётко не прописаны, во всех пунктах идёт отсылка к другим документам.

Собеседники 47news уверены, что Сивкова в этой истории персонаж номинальный. Старший Гомонов, Василий, в принципе, этого и не отрицает. В беседе с 47news по поводу обстановки на объекте говорит, используя исключительно выражение "мы", имея в виду себя и сына. Объясняет, что ранее занимался поставкой строительных материалов для "Комфортстроя", но собственники перестали ему платить, и пришлось забрать проект "за долги". На вопрос журналиста, о какой сумме идёт речь, ответил так: "Какое ваше дело?"

слева Василий Гомонов, справа Константин Подошвелов /printscreen видео

Бывший директор по строительству "Комфортстроя", нанятый Василием Гомоновым, Константин Подошвелов, рассказал 47news, что для введения "Барской усадьбы" в эксплуатацию необходимо было вложить 600-700 миллионов рублей. Это по ценам 2019 года и с учётом того, что от предшественников достались долги, к примеру, 45 миллионов за оплату земельного участка.

- Проект состоит из двух корпусов (98 и 427 квартир – ред.). Во втором было много непроданных квартир, и изначально закладывалось получение прибыли из строительства. Всё же цены на недвижимость у нас только повышаются, - вспомнил Подошвелов.

Объясняя, зачем он вообще взялся за недострой, да ещё в который нужно вложить под миллиард, Василий Гомонов сказал 47news, что не видел иных возможностей возврата долга. Перспектива обращения в суд на должника его не радовала, потому что процедура может растянуться лет на пять. "Вот представьте, вам должен человек один миллион, и вы покупаете у него квартиру, а он говорит – ты её возьми, она стоит дороже, но заплати ещё другие мои долги", - весьма путанно попытался обрисовать он схему внедрения в бизнес.

Говоря о бывшем начальнике, Константин Подошвелов добавил, что изначально верил в намерения Василия Гомонова достроить жилой комплекс. "Выдал мне аванс да и внешне не производил впечатление нищего. Машины вроде как менял. Но позже я увидел, что никаких стремлений платить по дорогим договорам нет – ни за техприсоединение, ни за землю. Затем я понял, что его задачей было получить доступ к квартирам", - замечает он.

Судя по выписке из ЕГРН, в начале 2020 года как минимум 16 договоров на нежилые помещения в ЖК "Барская усадьба" были оформлены на Никиту Гомонова, спустя год фамилии большинства участников долевого строительства изменились. Были ли проданы эти объекты недвижимости за живые деньги, неизвестно.

Кстати, Подошвелов вспоминает, что Василий Гомонов периодически делился с ним планами по строительству некой базы отдыха в лесу. "Я не углублялся в рассуждениях, потому что знаю – на лесных территориях строить не разрешат. Периодически выдёргивал рабочих в Свердлова, но зачем – я тоже не вникал", - рассказал он.

Вдобавок к этой запутанной истории, в которой и так без лупы не обойдёшься, у Светланы Сивковой, считающейся номиналом, есть компания с точно таким же названием, что у основных фигурантов – ООО "Нева трест". С той лишь разницей, что "Нева Трест" Сивковой ведёт деятельность инвестиционных фондов, а "Нева трест" Гомонова занимается оптовой торговлей. Ну и буква "Т" в одном случае строчная, в другом – прописная.

- Фирма Гомонова как бы инвестиционная, а Сивковой – как бы подрядная, но там нет строителей, - отмечает Константин Подошвелов.

Последний генеральный директор "Комфортстроя" Хайрула Абдулгамидов в 2019 году обещал, что в конце 2020 года жилой комплекс будет достроен. Судя по фотографиям на сайте Фонда защиты прав дольщиков, на площадке по-прежнему виднеется лишь каркас здания.

Впрочем, Василий Гомонов уверен, что при нём для завершения строительства было сделано очень много. В частности – залит монолит. Помешали, уверен он, два препятствия – коронавирус и экс-председатель Госстройнадзора Денис Горбунов. Последний – тем, что с его подачи началось банкротство.

Заметим, действительно, в августе 2021 года ООО "Комфортстрой" было признано банкротом. Такой путь видели региональные власти, поскольку без него нельзя задействовать для достройки бюджетное финансирование. Мотивируя принятие такого решения, в арбитражном суде отметили следующее: "Из представленных документов следует, что должник не имеет финансовой возможности даже для обеспечения себя канцелярскими принадлежностями". Представленный инвест-договор "Нева Трест" тоже не помог, поскольку суд уличил "инвестора" и "должника" аффилированными друг с другом.

- Пока не подали на банкротство, всё было в порядке. Ну и что, там только первая инстанция, разбираемся, - оптимистично выразился по этому поводу Василий Гомонов.

Уходить со строительства он никуда не планирует и даже обещает, что дольщики получат ключи в крайнем случае – в конце 2022 года.

- Бастрыкин, и слава богу. Это мы просили дольщиков писать и как можно больше, ведь проблемы начались до нас, - отметил он.

- Дольщики не понимают, почему за два года их дома вы достроить не смогли, а свой проект с коттеджами реализуете. Как это объясните? – переспросил 47news.

- Я вообще не понимаю, о чём вы говорите.

Ища защиты у Бастрыкина, дольщики перечислили: из-за этой ситуации без жилья находятся 106 детей. Быть может, это его и разжалобило.

Юлия Гильмшина,
47news