Под Усть-Лугой ревёт стройка века. Стонут жители, власти, водители, дорожные службы и строители, а полиция с одним эвакуатором. И всё только начинается. Реальность - на кадрах с места.

По информации 47news, планируется, что на следующей неделе на место строительства газохимического комплекса под Усть-Лугой приедут губернатор Александр Дрозденко, гендиректор “Русхимальянса” Кирилл Селезнёв и руководитель “Балтийского химического комплекса” Константин Махов. Говорят, последний - инициатор, а мотивация - показать, что не всё так плохо, как кажется. Пока же на месте стороны пытаются решить хоть что-то.

"Русхимальянс" принадлежит Газпрому и "Русгаздобыче", основным бенефициаром которой называют Артема Оболенского, бывшего бизнес-партнера Аркадия Ротенберга. "Русхимальянс" строит завод по производству СПГ. Дочка "РусГазДобычи" - "Балтийский Химический Комплекс"(БХК) - газохимический комплекс. БХК привлёк на подряд крупную рыбу из Поднебесной - China National Chemical Engineering & Construction Corporation Seven (СС7).

Так, 7 декабря в окрестностях стройки работали представители комитета по дорожному хозяйству Ленобласти и “Ленавтодора”. Осматривали подъездные пути, с ними была беда. Сейчас там идёт обустройство съездов с твёрдым покрытием. БХК один уже сделал, “Русхимальянс” попросил еще месяц, поначалу это будут плиты. Движение машин тем временем не останавливается ни на минуту. Ревут чумазые грузовики, но уже прихватило морозом, и жижа из кузовов не льётся. Перевес-не перевес, но видно, как шины проседают. 

Говорит “Русхимальянс”: устройство постоянного примыкания предусмотрено проектом в асфальтобетоне, но соблюдение такой технологии невозможно при снегопадах и требует ограничения движения по дороге общего пользования. Пункт мойки машин закуплен, будет установлен в декабре.

Проблемой остается парковка грузовиков на обочинах у мест отдыха и ночёвки водителей. В Усть-Луге и окрестностях по-прежнему обилие большегрузов, оставленных как бог на душу положит. На днях заработали знаки “Движение грузовым автомобилям запрещено”, но это не очень помогает. В качестве ответного лайфхака водителей - снятые на время парковки номера. Борьба продолжается, у местного ГИБДД появился грузовой эвакуатор. Один.

У стройгородка рядом с деревней Лужицы та же картина. Примечательно, что, вставая на обочину, шофёры по всей видимости, убирают из-под стекла пропуска. По ним можно определить, работает машина на “Русхимальянс” или на БХК (эта мера контроля обсуждалась в конце ноября как прорывная). 

Как положено, знают в “Русхимальянсе”: Проезд на территорию строительства не допускается без наличия пропуска на лобовом стекле кабины водителя.

Стоит отметить, что до последнего времени дорожная полиция ограничивалась лишь периодическими вылазками. Работало всего три экипажа, а машин сотни. Но, как рассказали в кингисеппской администрации, удалось договориться о выделении еще нескольких экипажей.

В “Русхимальянсе” бьют тузом: Схема движения грузового транспорта предусмотрена проектом организации строительства, получившим положительное заключение Главгосэкспертизы России. Разъяснительная работа с подрядчиками проведена.

В планах чиновников временное предоставление участков под стоянки. Но есть заминка - варианты в границах населённых пунктов не рассматриваются во избежание роста социальной напряжённости, а другой земли в распоряжении нет. Приходится договариваться с частными землевладельцами. По словам заместителя главы администрации по управлению имуществом и земельным отношениям Сергея Соболева, разговор ведётся со всеми вменяемыми бизнесменами.

- Нашли владельца 19 гектар рядом с одним из съездов к стройке. Земля сельхозназначения. Собственник согласен передать в безвозмездное пользование, но с условием рекультивации.

- Под сколько грузовиков им нужно место в целом? - уточнил 47news.

- Этой информации у нас нет.           

На связи “Русхимальянс”: На территории строительства проектом предусмотрены стоянки. Вместе с тем, ожидаем предложений от администрации района по вариантам использования площадок временного размещения автотранспорта.

Ещё одна проблема: растущее количество городков из вагончиков для сдачи в аренду коек. Многие предприимчивые коммерсанты заблаговременно приобрели участки, а у кого-то они простаивали. Вот им и открылась золотая жила. Цена за сутки уже дошла до 1200 рублей. По словам заместителя главы администрации района по транспорту и ЖКХ Евгения Смирнова, закон позволяет строить временные здания и сооружения(ВЗиС).

- Они как грибы растут. Мы же мониторим. Вот вчера было пусто, а сегодня уже городок. Таких мы обнаружили уже 34 штуки. Но парковки-то у них нет. Ставят на обочине грузовики, а значит создают опасность. Особенно ночью и в снегопад.

- Получается, если всё законно, у вас нет рычагов контроля? 

- Есть. Работает наш земельный контроль совместно с прокуратурой.

- Все из-за того, что инвесторы не построили заблаговременно свои стройгородки?

- У них они частично построены. Немного, но есть. В мае, говорят, достроят (ожидается, что в стройке примет участие 70 тысяч человек, часть из них - китайцы - ред.)   

Городки городками, но есть вопрос не к инвесторам - проблема обеспечения безопасности также не решена. Под полицейский участок выделили бывший детсад в Усть-Луге. Полицейский главк готов дать 70 штатных единиц. Но на ремонт нужно 40 млн, а поправки в бюджет Ленобласти можно будет внести только в марте. Хотя есть резервный фонд губернатора. Впрочем, жить полицейским всё равно негде. Кстати, вопрос и к миграционным службам, каким образом контролируются тысячи уже прибывших рабочих в десятках выросших и под завязку набитых городках. Средняя температура по преступности уже пошла вверх.

“Русхимальянс” формулирует: “Для повышения эффективности координации действий ведомств и организаций регулярно проводятся совместные совещания”. Но хоть так. В БХК просто заявляют, мол, проблемы либо решены, либо в процессе. Директор БХК Константин Махов в телефонном разговоре с 47news отказался комментировать предстоящую встречу. Возможно, стесняется. Бывает.  

Скорее всего, топ-менеджменту придётся отвыкать скромничать - это лишь начало квеста, в нём будет множество этапов. Так, в январе 2022 года чиновники планируют обсудить с инвесторами организацию доставки крупногабаритных грузов по дорогам Ленобласти. Если проще - это здоровенные махины оборудования весом десятки тонн и соответствующими габаритами. Доставка начнётся в июне и может принести немало неожиданностей - от повышения аварийности при обгонах тихоходных процессий и повреждённых дорог, до перекрытия участков трасс.    

Виктор Смирнов,
47news

Контекст:

На днях губернатор Дрозденко публично заявил, что не видел худшей организации строительства, чем под Усть-Лугой. “Стройка началась с хаоса” - полагает спикер, добавляя, что не решены ни санитарные вопросы, ни вопросы с водоснабжением, канализацией и вывозом мусора. Обсуждалась и приостановка стройки до приведения в порядок инфраструктуры.

Справка:

47news уже показывал, как выглядит мегастройка с воздуха. И сообщал, что проект строительства завода СПГ принёс Ленобласти серьёзные проблемы, жизнь местных превратилась в кошмар из-за отсутствия организации быта десятков тысяч рабочих, при этом тысячи грузовиков снуют по дорогам, направляясь на стройку, часто попадая в ДТП. Подъезды к стройке даже перекапывали. 47news рассказывал, как техника строителей завода придавила деревеньку Лужицы, где живёт малый народ водь. А в деревню Березняки пришёл коммерсант из Турции с планами построить под боком деревни то ли автосервис, то ли гостиницу для гастарбайтеров.  Как вырубались гектары леса, мы тоже рассказывали. С 2018 года идёт передача тысяч гектаров земли в Усть-Лужском поселении. Процесс начался с визы гаранта на письме главы Газпрома Алексея Миллера.