Власть выдержала давление народных масс и включила "горячие точки" в терсхему по обращению с отходами в Ленобласти. Рассказываем, почему, и где тонко.    

В посёлке Первомайское 20 декабря пройдёт встреча областных чиновников и представителей “Невского экологического оператора” с жителями, протестующими против строительства мусорообрабатывающего завода в карьере “Островский”. Такое же рандеву 22 декабря - во всеволожской Невской Дубровке (против завода в карьере “Дубровка”). В ломоносовской деревне Оржицы (завод в карьере “Брандовка”) встреча планировалась 23-го декабря, но ее отменили. Позиция “НЭО”: это будут безопасные и современные комплексы. Жители: вы молодцы, конечно, но увольте, не у нас под боком.

И понятно, почему десантируются агитаторы. По данным 47news, принято принципиальное решение - все три локации остались в территориальной схеме по обращению с отходами. Информацию подтвердили в правительстве Ленобласти. 17 декабря председатель профильного комитета Анастасия Кузнецова поставила свою подпись на приказе о принятии терсхемы. Если вкратце, то документ регламентирует на годы вперёд вообще всё, что связано с образованием мусора, логистики, мест обработки и складирования. 

Это своего рода Рубикон. Митинги были во всех трёх точках. Причем, по нынешним временам, весьма приличные.  Из Оржиц даже отправляли ходока к Путину.  Качали лодку искренно и от души. 

Власть маневрировала на волнах, как могла. Вот пряник: поставили ультиматум НЭО, пригрозив обратиться в органы за объявление конкурса на проектирование, из которого выходило, что стройка заводов - дело решённое.  Петербургский регоператор пошёл на переговоры, согласился уточнить, что работы будут вестись поэтапно.  

НЭО говорит: на новых полигонах при комплексах обработки будут системы экобезопасности, дезинфекция, очистные для фильтрата и система по очистке дождевых вод. Локальные очистные в комплекте.

А вот какой был кнут: “Вы либо крестик снимите, либо трусы наденьте. Предложения “только не здесь” не принимаются”.  В итоге чиновники устояли, заднюю не включили. Причины, скорее всего, двойственны.    

Во-первых, полигоны в Ленобласти должны быть закрыты до конца 2023 года, а новых мощностей нет. Уже и из Москвы идут сигналы - поторопитесь. Так, в начале декабря руководитель "Российского экологического оператора" Денис Буцаев написал губернатору Дрозденко письмо, в котором выразил обеспокоенность возрастающими рисками дефицита мощностей по обработке отходов.  В переводе с деликатного чиновничьего - ребята, шевелитесь, у вас скоро ахтунг.

Во-вторых, не стоит забывать и то, какие мощные корпорации стоят за НЭО - “Интер РАО” Ковальчука-младшего и госбанк ВТБ. При всем уважении, в партии гигантов Ленобласть, видимо, лишь инструмент для решения проблемы с мусором второго города страны. При таком целеполагании и ресурсах лобовое сопротивление властей региона не только малопродуктивно, но и опасно. 

Ещё нюанс - город и область мучительно, несмотря на прямое указание вице-премьера Виктории Абрамченко, не могут согласовать единую концепцию по обращению с отходами. Петербург хочет видеть в ней свои объекты по обработке и перешагивает через областные планы. Та же “Брандовка” дублирует мощности запроектированного и прошедшего экспертизу комплекса под Кингисеппом. Он тоже вошёл в терсхему как и площадка в Рахье (объекты областного регоператора). Концепция, безусловно, зависит от терсхемы Ленобласти. Исходя из этой вводной, НЭО своего пока добился.

Но если строго формально, для жителей не всё так однозначно. По процедуре на каждой площадке, планируемой под размещение отходов, должны быть проведены серьёзные изыскания. В том числе, например, гидрологические. Оценка воздействия на окружающую среду, общественные слушания. Результат даст ответ на вопрос: можно строить или нельзя. После этого тоже не быстро, но уже без жителей - госэкспертиза, обращение в правительство РФ о переводе земель из лесного фонда в промышленные. Минимум год-полтора, - и то, с учетом ресурса. 

Отметим, есть ощущение, что “Брандовка” всё-таки отпадёт. Примерно оттуда действительно питаются фонтаны Петергофа и рядом -  проектируемый государственный природный заказник. В ЮНЕСКО жители уже обратились. Так и до Путина может докатиться, как было с деревней Лужицы Косвенный признак - как рассказали в правительстве Ленобласти решение о строительстве мусорообрабатывающего завода пока не принято, отложено до итогов проектно-изыскательских работ. Но в терсхеме объект остался. Из этого можно сделать вывод, что по остальным решение крепко, там ведь тоже должны быть проведены изыскания, но таких оговорок нет.   

Здесь занятно совпадение - Газпром собрался строить мегазавод и как-то подзабыл об упреждающей работе с жителями. Корпорации замахнулись на мусорные суперкомплексы и тоже удивились реакции на земле. Теперь-то ораторы поедут по деревням, и это хорошо, но оглядываться им стоит без всяких шуток. И показ того, какой мощный завод у них в Подмосковье, вряд ли поможет.

Кстати, не секрет, что в процессе обсуждения терсхемы от граждан прилетело несколько сотен замечаний. Если же в документ вносятся изменения, его надо вновь выставлять на обсуждение, а это вновь время. Как рассказал один из чиновников, для того, чтобы избежать повторной процедуры на каждое из замечаний должен быть отписан грамотный нивелирующий ответ. И в этом - целое искусство. Если исполнено будет бестолково, то велика вероятность сноса терсхемы через суд. И начинай сначала.