Почему коллекторы не могут использовать автодозвон и сколько им разрешено молчать в трубку, рассказала Федеральная служба судебных приставов (ФССП).

Как сообщает 23 декабря РБК, приставы опубликовали проект рекомендаций, в котором описаны разные практики взаимодействия коллекторов с заемщиками и даны оценки, какие поступки взыскателей будут считаться нарушением закона.

Гражданам и коллекторам напомнили, что  1 июля 2021 года в России ужесточились правила взаимодействия взыскателей с лицами, как-либо связанными с должниками, — родственниками, сожителями или, например, соседями. Контактировать с третьим лицом можно только при одновременном соблюдении двух условий — наличия письменного согласия на это от должника, а также от самого третьего лица. 

Приставы указали на разницу между "телефонными переговорами", "телефонными звонками" и "попытками дозвона". В ФССП предлагают учитывать только "успешное телефонное соединение" дольше одной-двух секунд, когда у должника была возможность получить информацию о собеседнике-взыскателе. Но если заемщик бросил трубку, то звонок должен считаться состоявшимся. ФССП также предупреждает, что использование коллекторами автодозвона будет считаться психологическим давлением на клиентов и нарушением закона.

В рекомендациях затрагивается проблема использования взыскателями роботов-коллекторов и "автоинформаторов". Поскольку современные роботы уже могут поддерживать разные сценарии диалога, их общение с должниками должно приравниваться к телефонным разговорам, резюмируют приставы.

ССП приводит, какие действия коллекторов могут расцениваться как введение граждан в заблуждение. Это, например, сообщение должнику о подаче на него заявления в полицию в связи с неуплатой денег или требование вернуть определенную сумму к дате, которая не фигурирует в договоре.

По мнению ФССП, психологическим давлением можно считать обещания о розыске должника через знакомых и соседей, звонки ему на работу или звонки с молчанием в трубку, а также сообщения с угрозами в соцсетях.