47news приводит итоги расследования СК по рекордному воровству из казны Выборга. По транзакциям все выглядит убедительно. А дальше, либо глава администрации - организатор, либо в его мотивах затаилась чушь.
В Красногвардейском суде Петербурга на полдень 31 января назначено судебное заседание по делу экс-главы Выборгского района Ленобласти Геннадия Орлова. Предыдущее состоялось 25 января, там прозвучала вмененная ему финальная сумма: 738 миллионов 304 тысячи 206 рублей и 16 копеек. 47news выяснил окончательную конструкцию, с которой СК через год пришел в суд.
По версии следствия, замысел воспользоваться своим положением созрел у Орлова в конце 2018 года. Без руководителя комитета финансов Александра Болучевского сделать это было объективно нельзя. СК употребляет формулировку Орлов “склонил”, а Болучевский “из корыстных побуждений добровольно согласился”. Целью стали деньги, “образующиеся в ходе экономии при исполнении бюджета”, а также неосвоенные средства. Глава администрации якобы возложил на подчиненного тактику, а сам взял на себя ношу представления изменений в бюджет Совету депутатов. Без них по процедуре - никак. Обоснование готовил и защищал Болучевский.
Как полагают в СК, в декабре 2018-го целью стали 400 млн не освоенных за год средств. Выводились они через муниципальное казенное учреждение "Выборгский районный центр финансово-бухгалтерского обслуживания". Болучевский предложил директору этой организации Чугункиной присоединиться к теме, она согласилась и предложила стать конечным получателем коммерсанту Синельникову. Еще одним таким стал знакомый Болучевского - бизнесмен Котляренко. Ему было поручено найти ещё надежных желающих отщипнуть от казенного пирога. Таким, например, стал ИП Османов и другие.
Вся информация о платежах вносится в информационную систему "Управление бюджетным процессом в Ленинградской области" АЦК-Финансы. При этом следы банковских транзакций вытравить практически невозможно, поэтому этот сектор доказательств выглядит наиболее аргументированно.
Округленно матрица распределения и обналичивания, по подсчетам СК, выглядит так:
На ООО "Фаворит" ушло 130 млн, "СтройМаркет" - 5 млн, "Сеть" - 6,6 млн, "Калипсо Групп" - 222 млн (кстати, зарегистрированно это ООО в Московской области), "ЛанНетс" - 3 млн, "Онион-Велд" - 10 млн, "Лана" - 122 млн, ИП Османов - 25 млн, "Градостроитель" - 12,9 млн, "Атена" - 16 млн, "РемСтрой" - 9,2 млн; ИП Синельников - 42,2 млн, "Кортис" - 115 млн, "Гранд Стоун" - 19,3 млн.
Большинство транзакций пришлось на 2019 год. Многие из этих лавок давно не ведут никакой деятельности, что, впрочем, не удивительно.
Если по технике исполнения, то Чугункина вносила в систему АЦК-Финансы информацию о несуществующих бюджетных обязательствах (долгах) МКУ перед вышеперечисленными организациями. Деньги уходили по липовым договорам на строительные работы. Кстати, по мнению СК, главного бухгалтера "Выборгского районного центра финансово-бухгалтерского обслуживания" использовали втемную.
Вызывает лишь некоторое удивление, что в материалах уголовного дела фигурирует всего два здания, на ремонт которых списывались такие суммы. Это дом 30 по улице Выборгской, где комитет образования, и дом 24 на улице Приморская, где располагался отдел опеки и попечительства. Здесь стоит сказать, что поправки в бюджет вносились в раздел "Другие вопросы в области образования".
Следствие выяснило, что Орлов не раз и не два вносил на рассмотрение депутатов правки в бюджет. Парламентарии одобрительно голосовали. В принципе, информация не секретная - каждое такое решение оформляется чин по чину десятком документов. Суммы фигурировали приличные: 55, 120, 135, 155, 245 миллионов. Транши в сторону нужных компаний уходили в основном по 2-3 млн. Возможно, для того, чтобы не привлекать внимания. Таких транзакций было более двухсот. ИП Синельникову и вовсе ушло за сотню переводов на суммы 300 - 500 тысяч рублей.
Известно, что Болучевский практически сразу (после того как пробыл в камере) дал признательные показания на шефа. Дело бывшего председателя комитета по финансам слушается отдельно в том же Красногвардейском суде. Причем помимо мошенничества ему вменяют “служебный подлог” и “дачу взятки в особо крупном размере”. Интересно, кому.
Орлов вины как не признавал, так и стоит на своем. С его адвокатами связи нет, но можно предположить, линия защиты в том, что Болучевский грамотно обосновывал необходимость поправок в бюджет, а Орлов ему доверял. Другое дело, что персональной ответственности с руководителя это не снимает. Но состав иной. Например, гораздо более мягкая “халатность”.
Но есть в этой истории еще одна загадочная коллизия. Ее полезно вспомнить. Еще в самом начале, еще на свободе Орлов заявлял, что как только ему стало известно о дыре в бюджете, он вызвал Болучевского и потребовал объяснений. Тот написал пару листов признательной ахинеи, мол, отдал своей знакомой 350 миллионов за трудоустройство в мэрию Москвы, а оставшееся обналичил.
Теперь внимание: Орлов сообщил об этом в прокуратуру, СК, полицию и ФСБ. Так что возникает вопрос - если он организатор, то зачем колоть своего подельника и отправлять за решетку с предсказуемыми для себя рисками. Не говоря уже о какой-то минимальной логике. Впрочем, была слегка экзотическая версия о том, что Орлов узнал о подготовительной работе органов и решил таким образом дистанцироваться, сработать на опережение, якобы пообещав Болучевскому, что все разрешится для него с минимальными последствиями.
Не будем забывать и о том, что спустя полтора месяца после появления дела был убит их старший товарищ, знаковый бизнесмен Александр Петров. На этом месте силовики молчат. После всех глобальных поисков снайпера – ноль результатов.