Финляндия закрывает движение поездов Allegro между Петербургом и Хельсинки. Это был последний шанс выехать в Европу. 47news на прощание подсчитал, когда бы этот проект окупился.
Воскресенье, 27 марта, станет последним днём, когда выехать из России можно будет на скоростном поезде Allegro. Министр управления государственной собственностью Финляндии Тютти Туппурайнен объяснила это решение тем, что маршрут между Санкт-Петербургом и Хельсинки стал "неуместным".
Если взять период до введения пандемийных ограничений, вряд ли поездка на Allegro была самым популярным способом добраться до Финляндии у жителей России, особенно петербуржцев. Всё-таки стоимость билета даже в один конец раз в пять превышала затраты на автобусный тур. Но это был символ, олицетворяющий доступность и близость Европы, в которую можно было попасть всего 3,5 часа.
Начиналось всё в 2001 году, когда президент РФ Владимир Путин и президент Финляндии Тарья Халонен договорились о запуске высокоскоростной линии. До того ходил другой поезд, Sibelius, и шёл он 6 часов. Первый рейс Allegro с пассажирами состоялся 12 декабря 2010 года, так что на реализацию проекта в прямом смысле слова ушло десятилетие. Главными пассажирами тогда стали Путин и Халонен.
При запуске сообщалось, что только на закупку подвижного состава четырех поездов было потрачено 120 миллионов евро (курс был 40 рублей). Причем это были паритетные вложения со стороны российских и финских дорог. Кроме того, каждая железная дорога на своей территории совершенствовала инфраструктуру. В России было израсходовано на ее модернизацию более 30 миллиардов рублей. Финские железнодорожники построили современный участок пути между Лахти — Вайниккала, затратив 200 миллионов евро.
Помимо того, запуск Allegro предусматривал разделение скоростного и грузового направлений: реконструкцию под скоростную железнодорожной инфраструктуры линии "Санкт-Петербург - Бусловская" и строительство железной дороги "Лосево - Каменногорск" для выноса грузового движения. Стоимость строительства оценивалась более чем в 122 млрд рублей, две трети затрат взяло на себя ОАО "РЖД", остальное - Инвестиционный фонд РФ.
Глава РЖД Владимир Якунин в 2010 году сообщал, что железнодорожникам придется выплачивать кредит и проценты по нему в течение 25 лет.
По традиции, крупный проект встретил на своём пути непонимание общественников Ленобласти, которые активно протестовали против него из-за возможных проблем с экологией.
Изначально предполагалось, что пассажиропоток будет составлять 240 тысяч пассажиров в год. Согласно предпандемийной информации, в первую половину 2019 года пассажиропоток был 258,8 тысячи человек, следовательно, в год было уже более 500 тысяч. Всего же с 12 декабря 2010-го по 28 августа 2019 года Allegro перевёз 3,5 миллиона пассажиров. К началу пандемии их число должно было подойти к 4 миллионам. Даже если все они в среднем заплатили за билет по 60 евро, получится, что за проезд выручено не более четверти миллиарда евро. С учётом всех инфраструктурных затрат (по скромным подсчётам – около 3,5 млрд евро) окупится проект через 140 лет.
Впрочем, как и в случае с "Макдоналдсом", Allegro – это история не про комфорт, а про возможность и выбор. Это было последнее окно в Европу для обыкновенного туризма, ведь на поезде можно было выехать, не имея на то веских причин. Как писала недавно "Фонтанка", достаточно было иметь действующую шенгенскую визу и сертификат о прививке одобренной в ЕС вакциной. С учётом того, как бодро россияне ездили за иностранной прививкой в конце прошлого года в ту же Хорватию, ещё существовала прослойка тех, для кого этот вариант был доступен.
Также, что ещё более важно, можно было сесть на Allegro, если гражданин имеет билеты в третью страну, которая пускает по предоставлению ПЦР. Теперь же остался только вариант путешествия на автомобиле, но он доступен только тем, кто имеет недвижимость в Финляндии или вид на жительство в ЕС.
Как шутят в интернете, Пётр I, конечно, открыл окно в Европу, но, видимо, проветрилось.