Нацпарк в Карелии ввел плату за все плавсредства туристов. Нужен и маршрут. 47news узнал, как на самом деле, при чем тут автоплатеж Сбера и ситуация в мире.
С 1 мая вступил в силу приказ об утверждении цен на платные услуги в нацпарке “Ладожские шхеры”. Речь о выходе в акваторию на всех возможных плавсредствах. До нынешнего года такие вояжи были бесплатными. Место - мекка экотуризма.
Парк создан в 2017 году. Расположен в Карелии, граничит с Ленобластью. Площадь 122 тысячи га. Находится в ведении Минприроды, управляется ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач". Территория включает береговую полосу Ладоги с заливами, проливами, 300 островами и шхерами. Водная поверхность - 53 тысячи га. Суша 56% площади парка, акватория – 44%.
Так, за гребные лодки, байдарки, каноэ, надувные суда нужно заплатить из расчета 50 рублей за сутки. За гидроцикл, будьте любезны, 65 рублей. Та же цена за моторку вместимостью до 4 человек. Если до шести голов, то сотня. Если до дюжины, уже триста. Плавсредство посерьезнее, на 12 и более мест, обойдется в пятьсот. С парусников (с мотором тоже) - демократичная сотня. За несамоходный плавучий дом 200 рублей на бочку. Для пассажирских судов водоизмещением более 80 тонн 1000 рублей. Для грузовых почему то 800.
Помимо прайса, разработан порядок получения разрешения на посещение нацпарка. Не менее чем за 5 дней до этого вы должны направить на электронную почту отсканированную “заявку на передвижение по акватории”. Ее образец есть на сайте. Либо дойти ножками до офисов в Сортавале или Петрозаводске. Ответить должны в течение трех дней.
Что важно - в заявке должен быть указан маршрут - на карте, плюс указание координат GPS (поворотные точки). Это требование по понятным причинам вызывает недоумение у путешественников на малых плавсредствах. Все же, для каноэ или SUPa, маршрут - штука условная. Зависит, например, от погоды. Нужно отправить также копию паспорта, судового билета и копию удостоверения на право управления.
Если всё в порядке, вам отправят счет на оплату. После неё, получаете скан разрешения на почту. Он должен находиться на борту до окончания плавания.
Для юрлиц возможно оформление договора на весь навигационный период. Видимо, речь о туристических компаниях.
Есть и аргументация для чего это всё: “информация необходима для оценки соответствия природоохранному режиму нацпарка, научно-исследовательским текущим планам работы парка, возможности ресурсного обеспечения и общей целесообразности”. (Особенно любопытен последний пункт). Если найдутся в вашей заявке противоречия этим целям, то “учреждение может предложить скорректировать или отказать”.
Игнорирование требований, по сути, подпадает под статью Административного кодекса “Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях”. Для граждан санкция 3-4 тысячи рублей и конфискация, либо без таковой. Для юрлиц штраф до 500 тысяч и угроза изъятия плавсредства. Все же, будем надеяться, что на острове вас без моторки не оставят.
47news поговорил с несколькими, скажем так, регулярными туристами. По словам одного из них, он готов платить, но беспокойство вызывает потенциальное наказание за отклонение от маршрута. “Нормальная лодка стоит от 500 тысяч до полутора миллионов рублей. Сами понимаете, когда звучат слова о конфискации становится неприятно”. Другой мореход пытался заплатить по новым правилам, но платеж не прошел. (Действительно, при нажатии кнопки "Оплатить посещение" на сайте парка, появляется страница "404") В целом же, опрошенные жалуются на недостаток информации о нововведениях.
Под видом обеспокоенного лодочника 47news связался с нацпарком. Девушка на том конце была настроена благожелательно.
- С этого года передвижение на плавсредствах платное, да? - спросил “лодочник”.
- Да, всё верно. По закону за посещение нацпарков взимается плата.
- А в прошлом году почему не взималась?
- Еще не было расчетов. Парк-то образовался еще в 2017-м. В этом у нас появились инспекторы.
- Сейчас обсуждают, что вплоть до конфискации, если не оплатил и маршрут не согласовал. Это правда?
- Ну понятно, что вы должны будете согласовывать и оплачивать плавсредство. Но в этом году мы только начинаем, уж все подряд-то мы забирать не будем. В первый раз вас уведомят, что это территория нацпарка. Второй раз попадетесь, то, конечно, будет и административная ответственность, и изымание.
- А если у меня SUP, как мне согласовать маршрут? Он же маленький.
- Да, понимаю. Хотя бы ориентировочно. Нам же нужно понимать какую часть озера, кто-где находится. Нам же нужно будет и отчеты делать, аншлаги устанавливать. Это закономерность по всей России. Для нас это нововведение, а например в Башкирии, Алтае, “Столбы” в Красноярском крае (нацпарк - ред.) эти правила уже знакомы.
- Мне на карте, которая у вас на сайте, нужно нарисовать маршрут?
- Можно на карте, можно координаты, а кто-то название островов скидывает. Наша задача отследить, чтобы ваш маршрут не заходил на заповедные и особо охраняемые территории. Там высадка запрещена и наказание строже. Как раз, если идти со стороны Петербурга - несколько островов попадает. И вас обезопасить, чтобы не пришлось собираться и уплывать. Кто-то же с семьей, маленькими детьми лагерь разбивают.
- А инспекторов у вас много?
- Потихоньку набираем-набираем, работают ребята. Понятно, не наберем, чтобы на каждый остров по человечку хотя бы. Экологическое просвещение работать начинает.
- А как, кстати, плату перечислять?
- На сайте заработает скоро. Из-за ситуации в мире очень долго Сбербанк подключает автоплатеж. После майских можно будет в Сортавале и Лахденпохье оплатить. Плюс у инспекторов будут при себе квитанции.
- То есть ему на месте можно оплатить?
- Да-да.
- По времени за сколько заявку планируете отрабатывать?
- Сегодня отправляете и завтра уже получите ответ.
- Много вам звонят по этому поводу?
- Да уж, нормально (смеется )
Официально в нацпарке ответили 47news, что “все будет в порядке”:
- Это новая страница “Ладожских шхер” и для нас, и для туристов. Конечно, на становление понадобится время, но правилами просим не пренебрегать.
А что. Вполне миролюбиво по нашим временам.