"В июне увидим половину закрытых", - это уже близкий прогноз мэтра киноиндустрии из нашего интервью. Читайте, то ли дальше будет.  

Одной из крупнейших в России сетей кинотеатров, "Киномакс", пришлось закрыть 30 кинозалов, сообщил Forbes 19 мая. О том, что ждёт кинотеатры, мы поговорили с членом правления Гильдии продюсеров в России Эдуардом Пичугиным. Он давно в этом бизнесе, был и главой "Ленфильма". Ему все это близко – вместе с Фёдором Бондарчуком владеет знаковым кинотеатром "Великан-парк".

- По вашим ощущениям, сколько кинотеатров выживут в Петербурге? 
- Полагаю, точно останется сеть кинотеатров “Петербург-кино”, принадлежащих городу ("Восход", "Дружба", "Заневский", "Родина" - ред.). Они на балансе комитета культуры города. 
- Сильно. А остальные? 
- Основная масса арендует площади в торговых центрах. Все уже работают ниже точки безубыточности. Расходы неподъёмны. Продажи билетов упали раз в десять от допандемийного времени и в два раза по сравнению с карантинным 2021-м (ограничения по максимальной заполняемости 50%).   
- Что в перспективе?
- Скатимся в нулевые, когда толком не было кинотеатров. Даже не понимаю, как ТЦ будут эти пространства переформатировать. Перестроят в фитнес-залы? Но нужны серьезные инвестиции. Думаю, амбарные замки повесят. Но лучше поддержать, не закрывать, чтобы хоть чуть-чуть зритель ходил. Иначе всё сделанное за 20 лет будет крайне сложно вернуть.
- На сколько еще хватит ресурсов?
- Все зависит от собственников, сколько смогут дотировать. Долги по аренде растут. Предполагаю, в июне увидим половину закрытых кинотеатров (всего в Петербурге 120). 
- А к концу года?
- Думаю, почти все могут закрыться. 
- Обсуждались какие-либо форматы-интеграции для выживания?
- За три месяца перепробовали всё. Событийные вещи вплоть до показа спектаклей. Но они не покрывают модель. Давно выведена формула - чтобы быть на плаву, нужно шесть сеансов в день со средней заполняемостью. 
- В репертуаре было примерно 80% иностранных фильмов?         
- Да, верно. И нюанс - были якорные, раскрученные и ожидаемые блокбастеры. Когда на них приходил зритель, он видел остальную афишу - начинал работать кросс-промоушен российских фильмов. Возникало желание посмотреть и наш фильм. Он набирал больше, чем сам по себе. Например, стоит “Бэтмэн”, а рядом наш. Получается синергия. 
- Вынули эти 80%, что дальше?
- Дальше лето. Смотрите - отечественных фильмов - пара десятков в год. Говорят, что около 50, но мы понимаем - часть можно сразу не считать. Так или иначе, они были сконцентрированы вокруг детских каникул. В летний период выходило 5%. Штиль - люди в отпусках, на дачах. Зритель в зале, если только есть западный блокбастер. В июне непонятно на чем работать. 

 - Наши кинопроизводители жаловались, что западные фильмы не дают им развернуться. Чуть ли не законодательно просили ограничить процент зарубежных картин. Теперь же - конкуренции ноль. Вперед, товарищи? 

РИА Новости, Александр Нетрускин
          

 - Пока российских фильмов очень мало. К тому же, без массированной рекламы зритель не идёт тратить деньги и главное - время. А у наших продвижение всегда минимально. Это не шутки, рекламный бюджет сравним чуть ли не с бюджетом самой российской картины. И нужно понимать, что люди ходят в кино не просто в зале посидеть, а на событие. Их нет.  
- Сколько нужно наших фильмов, чтобы кинотеатры хотя бы выживали? 
- Считаем: в году 52 недели. На каждую минимум один-два релиза. 
- Если забыть про рекламу, мощности позволят нарастить производство?
- Поймите, чтобы создать фильм, нужен прежде всего сценарий. Необходима школа сценарного мастерства. В 90-е её похоронили. Сейчас дефицит сценариев. И навряд ли кто-нибудь достанет из-под полы и удивит.  Нужно восстанавливать. Это непрерывный, длительный процесс, и он капитализируется лишь со временем. Если сохраним залы, то через несколько лет, возможно 50% потребности в лентах закроем. Остальные мощности - сотни профессий, но научить им относительно несложно. Все бы подтягивалось, включая и актерское мастерство. Но прежде всего сценарий. 
- Как просто сформулировать почему?
- Людям нужны истории, а делать их нелегко. Хороший сюжет сам привлечет финансирование и будет воздействовать на миллионы. 
- Поэтому в Голливуде самая влиятельная Гильдия сценаристов?
- Точно. А у нас школа утрачена, многие вещи по наитию делались самородками. Специалистов можно по пальцам одной руки пересчитать. 
- Значит, в этом направлении индустрия не работала? 
- Чтобы выстрелило 8-10 фильмов, нужно снять сотню. Так во всем мире и в СССР тоже так было. Меньше 10% лент получается, остальное шлак. Понимаете сколько нужно снимать? Последние 15 лет мы убеждали: отрасль надо финансировать не по остаточному принципу. 5-6 млрд выделялось на всех, большая часть, на один-два фильма. Так и пришли в настоящее.
- Попалась на глаза российская премьера: "Ботан и Супербаба". Только мне кажется, что пошлее придумать название невозможно? 
- Так и есть (смеётся).
- Какой прогноз по кинопроизводству?
- Сколько сейчас не насыпь денег - завтра фильмы не появятся. Эффект будет через два-три года. Но, только если будет где показывать. Когда единственный экран - телевизор, нет смысла вкладывать миллиард рублей и душу в картину и три года её делать. Для ТВ без разницы, сколько у тебя света, как картинка работает. И без большого экрана бюджет отбить не получится.
- Даже если продать Первому каналу и стриминговым платформам?
Да. Основные деньги в кассах кинозалов. На сегодняшний день примерно миллиард долларов по России.  
- Какая альтернатива у производственников?
- Можно как пирожки делать мыло - скатываться по качеству в условные “Улицы разбитых фонарей”. Сериалов точно станет больше. А за сложнопостановочное кино никто браться не будет. 
- Раз от нас все отвернулись, возможен ли так называемый параллельный импорт, а если проще - пиратский показ премьер?
- К сегодняшнему дню у нас огромное количество нормативов, защищающих авторское право. Не важно чьё - хоть американское, хоть наше. Годами за это бились. Серьезная административная и уголовная ответственность. Все на жестком контроле, давно работает система учета каждого проданного билета.
- Допустим, государство снимет ограничения? Пойдёт бизнес в пираты? 
- Теоретически, тогда можно попробовать. Для пиратских копий не нужен “ключ” (небольшой файл, позволяющий разблокировать цифровую копию фильма на определенный промежуток времени. Ключ уникален и подходит только для конкретного кинозала - ред.). 
- То есть, в перспективе совсем дрянные "экранки" с гундосым переводом? 
- Нет-нет. Можно брать в HD-качестве, его достаточно для киноэкрана, для зрителя не критично. Но нужно поработать над дубляжом, это недорого. Другое дело, мы уже привыкли к высочайшему качеству и звуку. Тот же “Бэтмэн” в HD по картинке будет отличаться от лицензионной копии. Если системно изменят законы, то, возможно, появится индустрия подготовки “пиратки” для проката на большом экране. Но навряд ли власти на это пойдут. 
- Китай, Корея, Индия, Латинская Америка - могут заполнить нишу Голливуда? Китайцы, например, иногда крутую фантастику делают.
- Не думаю, что заместят. Мы ко всему уже присматривались. А китайские фильмы-события очень редкое явление, единицы, и делаются совместно с Голливудом.   
- А рядовые, но крепкие боевики?
- Наш зритель не воспримет. Одну индийскую картину ради забавы посмотреть можно, но не более. Они делают совершенно типовые вещи под свою ментальность. Когда было три кнопки на телевизоре, то и индийское в кино шло. Но сейчас человек лучше дома пультом пощелкает или в интернете поищет. То же самое с китайскими боевиками - продукт для своего рынка - спецэффекты без драматургии. Наш зритель привык к иному качеству и время тратить не будет. Целые же поколения уже выросли на том же “Марвеле”.      
- В афише по-прежнему мелькают американские и европейские фильмы второго-третьего сорта. Они к нам как попадают?
- Есть большой рынок независимого, малобюджетного кино. Он вне поля зрения больших мейджоров (официальные представители голливудских студий - ред.). Ленты делаются для самовыражения или старта. По большей части, тот самый шлак. Такого мусора полно в Европе и Америке. Но это не совсем дно. Они и в фестивалях средней руки участвуют. Успешные исключения бывают, но мы-то говорим про систему - 300 картин в год должны заполнить экраны. 
- Говорят, российские прокатчики отложили премьеры. Почему?   
- Я знаю про “Ампир V” по Пелевину. Ее заявляли еще 2 года назад. Конечно, кинотеатры бы порадовались. Но, насколько я слышал, она просто еще не завершена. Несколько фильмов готовились к прокату с участием голливудских мейджоров. Та же Sony, уходя, забрала несколько картин. Правообладатели пытаются перепрыгнуть к нашим, например, к “Централ Партнершип”, но это индивидуальные случаи.
- А что с оборудованием в кинотеатрах? Лампы, линзы, проекторы?
- Амортизация цифрового оборудования более 10 лет, два-три года переживем. Но самый сложный вопрос – лампы со сроком службы 2-3 месяца. Дорогой расходник, у нас не производят. Делали когда-то в Ленинграде. Сначала мы покупали немецкие, потом перешли на китайские. Но это по-прежнему импорт, а значит, за валюту. Еще нюанс - лампа же работает для всего зала, неважно, сидят там два человека или двести - ресурс вырабатывается. 
- Вопрос на ощущениях: возможно ли выгнуть дугу предпочтений от Голливуда в другую сторону? Или это базовая кинопотребность?
- Люди ценят возможность отвлечься. Должна быть магия, эффект погружения, переключение, разрядка. Плохой фильм таких эмоций не подарит. В наше время еще одна опция - отвлечься от breaking news. Сплошная тревожная нота. И пандемийный период лепту внёс - загнал людей по домам и в соцсети. Теперь зрителя еще надо выманить с дивана, а значит, качество и продвижение крайне важны - на никому не известную ерунду не пойдут.           
- На авторское кино тоже? Оно зачастую, как минимум, не веселое. 
- Верно. Депрессивное народ не захочет смотреть. Это серьёзный фактор. Но если в целом, то восприятие можно развернуть. Есть же удачные примеры импортозамещения. Извините, но справились же с сельхозпродукцией за 8 лет. Просто в кинематографе годами катились по накатанной. Небольшие усилия были, но не достаточные.   
- Все понимали, что можно купить без усилий?
- Да, именно так. 
- Какой ваш прогноз по поддержке государства?     
- Единственная формула, чтобы всё оконательно не рухнуло - прямая финансовая поддержка работающих кинотеатров. Это удержит коллективы и спасет залы на период роста количества российского кино.
- Кстати, недавно была новость о переходе некоторых сетей на работу только по выходным. Спасет? 
- Как мертвому припарка, чуть больше прожить, продлить агонию и хоть немного сократить убытки. Каждый день работает смена сотрудников, электричество, пятикратный обмен воздуха как положено. Как я уже говорил, кинотеатр работает и для двух человек, и для двухсот, а траты те же.   
- Какой бы объём поддержки позволил бы кинотеатрам не загнуться?
- И 25 млрд для отрасли было бы недостаточно. Но поддержка позволила бы не опускать руки, искать варианты, трепыхаться. Будет чем платить аренду, будем искать пути заработка не системными методами - показ спортивных состязаний, трансляция концертов. Турагентствам же помогают, но отдыхает человек не только в отпуске. 
- Вам скажут: ну закроются кинотеатры и что? Никто не умрет, на гречку не повлияет. 
- У кино мощная социальная функция. Про "важнейшее из искусств" точно не дурак сказал. Людям нужно отвлекаться, мечтать и восхищаться. В войну не зря фильмы продолжали показывать. Даже в те лютые годы это было одним из приоритетов. 
- Что предлагаете?   
- Должен быть государственный подход. Залы есть, нужно просто поддерживать. Я понимаю, что у первого лица государства сейчас другая повестка. Но было бы здорово, если бы он услышал. Чиновники на земле нас не видят.